home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2003 ]

 
Конференция

О конференции

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Доклады

Участники

Фоторепортаж

Контакты
Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

При поддержке

ABBYY


CiiP

Cisco

IBM

IT

Microsoft

Sun

Орг. поддержка






О необходимости подготовки ИТ-предпринимателей

к.т.н. А.Г.Дубинский dubinsky@ukr.net
ДНУ, Днепропетровск.

Экономическую эффективность системы образования можно оценить через увеличение прибавочной стоимости, которая достигается за счет более высокой стоимости товаров, произведенных работниками, получившими образование; через достигнутый за этот счет рост ВНП. По мере перехода от индустриального обществу к информационному, все большую значимость приобретает высшее образование в сфере информационных технологий.

Достигаемые экономические результаты определяются главным образом двумя факторами. Первый - это количество выпускников, получивших образование и качество этого образования (соответствие предъявленным требованиям, международным стандартам, и пр.). Второй фактор - это востребованность полученного образование, уровень его использования в профессиональной деятельности лиц, получивших образование.

С макроэкономической точки зрения, результат работы системы образования - это трудовые ресурсы высокого уровня квалификации (первый фактор). Они должны быть обеспечены соответствующими рабочими местами (второй фактор).

В современной экономической системе есть только один класс субъектов, которые способны создавать рабочие места. Это предприниматели [1].

Если мы посмотрим на структуру любого развивающегося предприятия, то мы обнаружим некую трехслойную пирамиду. Ее нижний (широкий) уровень занимают работники-специалисты. В нашем случае это специалисты в области ИТ-технологий. Средний уровень - это руководители среднего звена, ИТ-менеджеры. На верхнем уровне обычно находится только один человек - предприниматель.

Отсутствие любого из этих трех слоев, любого из элементов системы, приводит к невозможности создания и развития предприятия. Различные аспекты образования ИТ-специалистов обсуждаются во многих докладах данной конференции. В докладе [2] речь идет о подготовке ИТ-менеджеров. Далее в настоящем докладе остановимся на некоторых вопросах, связанных с ИТ-предпринимателями.

  1. Всегда ли нужны именно ИТ-предприниматели?

    Нет, не всегда. Практически любой современный бизнес нуждается в использовании информационных технологий. Но ИТ-подразделение будет там не основным, приносящим прибыль, а обслуживающим. В нем редко возникают проблемы, требующие нестандартных решений. Актуальны только задачи текущего руководства. Управление таким подразделением - задача менеджера-специалиста или ИТ-менеджера.

    Понятно, что эти предприятия не развивают ИТ-сферу, а обычно используют готовые решения, которые разработаны в специализированных ИТ-предприятиях.

  2. К чему приводит отсутствие (нехватка) ИТ-предпринимателей?

    Когда в стране действует система ИТ-образования, то часть выпускников находит себе работу в предприятиях из предыдущего пункта. Для оставшейся части рабочих мест нет. Возможны следующие варианты (упорядочены по возрастанию отдачи от ИТ-образования):

    • Работа выпускника не по полученной специальности и дисквалификация. Полученное образование оказалось не нужно. Время и материальные средства были растрачены напрасно, впустую. Чистый убыток для человека, общества и государства.

    • Найдена работа по специальности за границей. Так называемая "утечка умов". Человек несет расходы на переезд и адаптацию к иным условиям. Средства, затраченные обществом и государством, не возвращаются, но приносят чистую прибыль другому обществу и государству.

    • Найдена дистанционная работа от заграничного работодателя. Это "импорт рабочего места". Практически весь полезный эффект от полученного образования будет получен за рубежом, где находятся средний и верхний уровень предприятия. В целом, этот вариант несколько лучше предыдущего: меньше уровень расходов, и местное общество и государство получает некоторую отдачу.

    • Иностранный ИТ-предприниматель создает подразделение своего предприятия здесь. Вкладывает средства (инвестиции). Создает рабочие места. В том числе и места среднего уровня - для ИТ-менеджеров. Этот вариант лучше предыдущего, но по-прежнему плох. Т.к. основная часть прибыли предприятия распределяется на верхнем уровне, поступает предпринимателю (и совладельцам). Кроме того, из страны постоянно вывозятся высокие проценты на каритал (вложенные инвестиции).

    • Офшорный ИТ-бизнес. Основан на взаимодействии отечественного и иностранного предпринимателей. Более справедливый раздел выгоды между нашим и зарубежным обществом (и государством). Иностранный предприниматель получает большую часть прибыли, т.к. обеспечивает организацию полного цикла [3] на предприятии - от анализа рынков до продажи конечного продукта клиентам.

  3. Как увеличить количество отечественных ИТ-предпринимателей?

    В общем случае пути увеличений числа предпринимателей рассмотрены в [1]. Возможны три пути их образования.

    • Целенаправленно, из молодых людей (школьников, студентов).

      Отметим, что в отечественной системе образования нет удовлетвори-тельных решений проблемы образования предпринимателей. Известна статистика, согласно которой процент предпринимателей среди выпускников хороших технических вузов оказывается не ниже, чем среди выпускников профильных специальностей экономических вузов (порядка 3-4%).

    • Из ИТ-специалистов и/или ИТ-менеджеров.

      Здесь имеем более сложную проблему - уже сформировавшийся взрослый человек должен коренным образом изменить себя, свое мировоззрение, свое место в обществе. Для этого человек должен обладать рядом редких свойств личности, в частности, это способность и умение нестандартно мыслить и главное - действовать. Возможно, единственный успешный отечественный проект предпринимательского образования - дистанционная "Школа своего дела" [4].

    • Из предпринимателей, работающих в других областях.

      Для этого требуется, во-первых, провести информационный (компьютерный) ликбез и, во-вторых, продемонстврировать все преимущества и дополнительные возможности развития бизнеса в сфере информационных технологий.

  4. В чем специфика ИТ-предпринимателя?

    По большому счету, различие между "обычным" и ИТ-предпринимателем куда меньше чем различие между предпринимателем и менеджером или предпринимателем и ИТ-специалистом. ИТ-предприниматель должен достаточно хорошо разбираться в современных информационных технологиях, по крайней мере, на уровне "продвинутого пользователя".

Повторим, что невнимание к проблемам образования ИТ-предпринимателей (и ИТ-менеджеров) может лишить всякого смысла решение задач качественной подготовки ИТ-специалистов. Так же, как ставшие притчей во языцах огромные природные богатства страны сами по себе, без правильного применения вовсе не обеспечат гражданам достатка и безбедной жизни.

На современном этапе, по-видимому, государственная поддержка не является необходимым фактором образования ИТ-предпринимателей. Вместе с тем, государство ни в коем случае не должно мешать развитию этого важнейшего сектора образования.

В XX веке выдающимися деятелями отечественной науки, техники и организации производства было решено множество сложнейших задач, таких как запуск первого спутника, полет первого космонавта, создание ядерного и водородного оружия, создание лучших в мире танков, авиации и средств ПВО. Если проблема образования достаточного числа ИТ-предпринимателей будет успешно решена, то появится возможность серьезного прорыва в ИТ-сфере. Тогда в XXI веке под силу будет решение и не менее грандиозных задач в области информационных технологий.

  1. Дубинский А.Г. Роль активных субъектов в развитии экономики // Конкурс научно-исследовательских работ и международная молодежная конференция "Пути России в XXI веке": сборник материалов - М.: ИРИА "Маренго Интернейшнл Принт", 2001. - С. 27-41. http://dubinsky.nm.ru/pub/00x1/00x1_0.htm
  2. Павлов В.Л., Терехов А.А. Как готовить ИТ-менеджеров // Доклады открытой всероссийской конференции "Преподавание информационных технологий в России" http://www.it-education.ru/reports/pavlov_terekhov.htm
  3. Дубинский А.Г. Модель предприятия в картинках (материалы лекции по экономике). http://www.wordsbridge.com/delo/economics/enterprise.htm
  4. Мороз Ю. Бизнес. Пособие для гениев. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 160 с. http://shsd.ru/

Обсудить на форуме...

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga