home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Индустриальная программа подготовки IT-кадров на базе кафедры системного программирования СпбГУ

А.Н.Терехов,
зав. каф. системного программирования СПбГУ,
ген. директор ЗАО ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Компания ЛАНИТ-ТЕРКОМ решает проблему нехватки кадров, ежегодно набирая студентов в так называемые «студенческие проекты», которые позволяют молодым специалистам получить бесценный опыт работы в реальных условиях, а компании приобрести хорошо подготовленных сотрудников.

Проблема нехватки квалифицированных кадров в IT индустрии давно стала острой и часто обсуждаемой темой. Сегодняшний программист – вчерашний студент, а то, что существующая сегодня система высшего образования не отвечает потребностям индустрии разработки программного обеспечения – факт известный и печальный. В ВУЗах Петербурга выжили не более 5 признанных кафедр, готовящих 300-400 профессиональных программистов в год.

На протяжении последних 3-х лет компания ЛАНИТ-ТЕРКОМ совместно с кафедрой системного программирования Мат-Мех факультета СПбГУ проводит эксперимент по подготовке высококвалифицированных IT специалистов. Используются самые разнообразные формы: дополнительные вечерние занятия, стипендии, стажировки, работа студентов в инвестиционных проектах, наконец, непосредственная работа на предприятии по темам, которые близки направлениям обучения на кафедре. Высокая востребованность выпускников кафедры доказывает правильность выбранного подхода. Многие сотрудники ЛАНИТ-ТЕРКОМ (основу коллектива составляют выпускники СПбГУ) преподают на кафедре, курируют студенческие проекты.

Таким образом, компания обеспечивает себе непрерывный приток кадров из числа выпускников университета. При этом молодой специалист сразу может приступать к работе без дополнительного обучения. Опыт участия в студенческих проектах на базе предприятия позволяет еще во время обучения в ВУЗе сориентировать молодого программиста на интересную ему область IT, на актуальность того или иного направления, учит работе в команде и правилам производственного процесса.

В ЛАНИТ-ТЕРКОМ все департаменты принимают активное участие в подготовке студентов, что позволяет каждому студенту выбрать наиболее близкое ему направление. В каждом департаменте выделяются сотрудники, курирующие данную программу, все они выпускники Мат-Мех факультета СПбГУ.

Для студентов цикл подготовки начинается на 2-м курсе. Обычно я провожу общее собрание для всех студентов, желающих принять участие в программе, и знакомлю их с деятельностью фирмы. Далее от каждого департамента выступают специалисты – потенциальные руководители проектов. Студенты выбирают одно из направлений деятельности компании и приступают к обучению. Обычно, практическая работа предваряется вводным курсом лекций, где студентов знакомят со специфичными для каждого направления темами. В результате этих лекций часть студентов отсеивается. Кому-то из студентов не понравилось выбранное направление, кто-то нашел работу и темы для исследований в других местах, кто-то просто ленится. Студенты хотят поскорее приступить к настоящей практической работе, за которой они собственно и приходят в компанию. Это понимают и кураторы проектов, поэтому такие лекции длятся не больше 2-3 недель. Затем в течение нескольких месяцев со студентами ведутся практические занятия, мало чем отличающиеся от обычных студенческих семинаров, но существенно более ориентированные на практику.

В начале 3-го курса студентам предлагаются исследовательские проекты. Никто не надеется на создание продаваемых продуктов, основная цель – обучение, но часто результаты студенческих проектов являются хорошими прототипами будущих реальных проектов. Как правило, в проекте участвуют 10-12 студентов, из них 5-6 вносят основной вклад в проект. В течение семестра каждый департамент ведет 2-3 проекта в зависимости от потребностей предприятия и активности научных руководителей. Руководители – молодые, энергичные специалисты, желающие получить опыт управления. Проекты длятся от 1 до 2-х семестров, в результате студенты получают опыт промышленной разработки, рекомендации на кафедру системного программирования, а также возможность работать в ЛАНИТ-ТЕРКОМ.

Департаментам предоставляется определенная свобода в разработке программ обучения и стратегии привлечения студентов. Поскольку студентов на отделении ограниченное количество, между департаментами существует конкуренция, и каждый департамент имеет свои уникальные приемы работы со студентами и их привлечения именно на свои направления.

Так, для департамента аутсорсинга – это новейшие технологии, что, в первую очередь, обусловлено спецификой работы самого департамента. Большое внимание уделяется изучению именно тех технологий, которые планируется использовать в реализации проектов. Практикуются семинары внутри департамента, где сотрудники фирмы или студенты, участвующие в проектах, выступают с докладами, рассказывая коллегам и студентам о перспективных направлениях в отрасли. Как правило, студенческие проекты этого департамента находят свое применение внутри компании. Примером является ряд проектов по созданию web-интерфейсов: от web-интерфейса создания и обработки недельных отчетов сотрудников, до «Системы с Web–интерфейсом для подведения результатов турниров по настольному теннису», реализованных в разных популярных сегодня технологиях. В департаменте создана и совершенствуется база данных результатов всех студенческих проектов, система учета поставлена на автоматический уровень, что позволяет руководителям проектов более четко планировать свою работу.

В департаменте реинжиниринга студентов привлекает перспектива работы со стабильными крупными зарубежными заказчиками, что является весомым аргументом для молодых специалистов. Многие студенты, участвующие в программе подготовки IT-специалистов, выбирают именно этот департамент. В качестве задания здесь выступают несложные части реальных проектов. Студенты занимаются разработкой и тестированием синтаксических анализаторов, средств генерации, анализа графов, оптимизаторов и т.п. По окончании работы студенты устраивают презентацию полученного продукта. Руководители проекта считают, что такая схема подготовки новых кадров для работы в департаменте весьма удачна. В результате предыдущего цикла подготовки приняли активное участие и успешно завершили проект 11 человек, из которых 7 остались работать в департаменте реинжиниринга.

В департаменте электронных систем в качестве задания студенты также работают с частью реального проекта или типичной небольшой задачей. Примером может случить проект «Аппаратное моделирование архитектур цифровых фильтров», где студенты занимались VHDL-программированием специализированного процессора. Результаты этого проекта в дальнейшем использовались в работе департамента. Количество студентов, которых этот департамент может привлечь к работе в студенческих проектах, в значительной мере ограничено необходимостью специального оборудования и приборов.

Специфической особенностью для департамента телекоммуникаций является большой объем знаний по этой отрасли, не входящих в программу университетских занятий, что отпугивает часть студентов от данного направления, но зато привлекает других. Важно подчеркнуть, что нас интересуют «программистские» аспекты телекоммуникаций, но ни в коей мере не конкурируем с отраслевыми институтами.
В качестве основного проекта в этом году планируется развитие продукта ЛАНИТ-ТЕРКОМ - универсальной телефонной станции «Юнивер» с функциями многоканального радиоудлинителя абонентских телефонных линий. В рамках студенческого проекта планируется реализация новых функций этой станции. Ведутся также такие интересные студенческие проекты, как: «Реализация протокола VXML» (оказание голосовых услуг через интернет), «Синтез речи», «Сервер компьютерной и IP-телефонии».
Прежде чем студенты приступят к практическим занятиям, им предстоит пройти значительный курс дополнительного обучения, в который входят: SDL/MSC (для понимания алгоритмов), RTST/REAL (эти технологии разработки ПО реального времени созданы в ЛАНИТ-ТЕРКОМ), курсы технологии сборки и отладки ФПО.

К сожалению, даже такое крупное предприятие, как ЛАНИТ-ТЕРКОМ, штат которого насчитывает 300 человек, не может обеспечить отдельного руководителя (тьютора) для каждого студента. Но даже с группой из 4-5 студентов практическая работа несравненно лучше классического университетского подхода. Студенты обучаются не только научным и техническим приемам, но и умению работать в группе, планировать работу, отвечать за сроки, результаты и бюджет. По результатам первых лет работы можно уверенно утверждать, что такой симбиоз университетского и практического образования позволяет готовить действительно сильных специалистов, но возникли и проблемы:

  1. Вечерняя работа преподавателей и сотрудников оплачивается предприятием, причем по достаточно высоким ставкам. Для студентов же это обучение бесплатно. Необходимо иметь возможность заключения определенного контракта с каждым обучаемым, в соответствии с которым получивший дополнительное образование студент был бы обязан отработать, скажем, 3 года на предприятии, которое финансировало его образование. На данном этапе не ясно, как гарантируются такие контракты Российским законодательством. Иначе получается, что мы готовим элитные кадры для работы на западные компании, представленные в России, т.к. они имеют возможность платить гораздо большие зарплаты (в Санкт-Петербурге - это Intel, Sun, HP, Motorola, Alcatel и т.п.). У нас есть некоторые неэкономические рычаги – аспирантура, защита от армии, возможность заниматься наукой, поэтому процентов 70 обученных нами студентов остается работать на нашем предприятии, но понятно, что нужны и более прямые экономические рычаги;

  2. В настоящее время многие умные студенты приезжают с периферии России и из стран бывшего СССР. Хотелось бы иметь возможность оставить их работать без лишних бюрократических проблем;

  3. Часть студентов происходит из малообеспеченных семей, вместо того, чтобы совершенствовать свои профессиональные знания, они работают разнорабочими и т.п., в особенности на младших курсах. Многим из них мы предоставляем стипендии, но естественно, наше предприятие не может заменить государство;

  4. В таких вопросах, как разработка новых программ обучения, подготовка преподавателей для других ВУЗов, написание учебников и т.п., хотелось бы видеть более активное участие государства, например в виде адресных программ или целевых грантов.

На наш взгляд, накопленный нами опыт вполне может быть использован и другими IT-предприятиями, имеющими тесные связи с университетами. Во всяком случае, мы всегда готовы поделиться методиками, примерами решаемых задач и любой другой информацией. Мы отчетливо понимаем, что предлагаемый нами подход не может служить глобальным решением проблемы – на все IT-предприятия университетов не хватит. Мы уже начали прорабатывать вопрос расширения масштабов эксперимента путем создания технопарка в Петергофе вокруг естественных факультетов СПбГУ. На данный момент с кафедрой системного программирования взаимодействует 5-7 IT-предприятий, главной отличительной особенностью которых является тот факт, что их руководители когда-то закончили мат-мех под моим научным руководством. Кафедра предоставляет предприятиям возможность встреч со студентами, принимает в качестве курсовых и дипломных проектов работы, выполненные под руководством сотрудников этих предприятий. Сотрудники предприятий ведут занятия не только со «своими» студентами, но и с другими студентами кафедры, предоставляют свою технику, а самое главное, свои интересные задачи и опыт их решения.

В настоящее время планируется строительство большого IT-технопарка в непосредственной близости от мат-меха в Петергофе. Имеется договоренность с университетом о предоставлении инженерно-обустроенной территории и с потенциальным инвестором. Мы стараемся держаться вне жарких споров между подходами различных министерств. Разумеется, предоставление налоговых скидок ускорит процесс строительства нашего и других технопарков. Мы пока не ставим вопрос строительства технопарка в зависимость от получения каких-то преференций, надеемся, что практически бесконечный источник квалифицированных кадров, возможность развития и использования новейших научных достижений в IT являются достаточными аргументами как для большинства предприятий, работающих в области IT, так и для инвесторов, ну а польза для университета представляется совершенно бесспорной.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga