home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Роль ИТ-образования в развитии информационного общества

Бяхов О.В.
Директор Департамента стратегии построения информационного общества Мининформсвязи России

Тезисы выступления
  1. Информационное общество и образование

    Конец XX и начало XXI века ознаменовались стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и глобальной компьютерной сети Интернет, что позволило говорить о постепенном переходе от индустриальной экономики к информационному обществу.

    В информационном обществе образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. В современном глобальном мире государство может оставаться конкурентоспособным только в том случае, если ему удается обеспечить высокий уровень образованности населения и поддерживать развитую научную инфраструктуру.

    В России уровень образованности населения является одним из ее наиболее значимых конкурентных преимуществ в мировой экономике. Сохранение и поддержание динамичного развития образовательной сферы должно стать залогом динамичного социального и экономического развития страны, ее перехода от сырьевой модели экономического роста к росту, опирающемуся на развитие современных отраслей, на использование и производство новых технологий.


  2. Перспективы развития ИТ-индустрии в России

    Внутренний российский рынок ИТ растет достаточно быстро – на 20-25% ежегодно. Однако давайте смотреть на вещи практически. Внутренний ИТ-рынок в России составил в 2004 году приблизительно 9 млрд. долл., а в 2005 году объем российского рынка ИТ достигнет 10 млрд. долл. В то же время глобальный рынок в 2004 году достиг почти 1 трлн. долл. По объему продаж наш рынок — это 0,7% мирового рынка, а по добавленной стоимости — 0,3%.

    Поэтому с точки зрения государства выгоднее поддерживать доступ российских компаний к мировому рынку. По прогнозам IDC, глобальный рынок аутсорсинга в ближайшие пять-шесть лет вырастет с 40 млрд. долл. до 140 млрд. долл., и подавляющая часть этих денег пойдет в развивающиеся страны. Очевидно, что потенциал спроса больше на внешнем рынке.

    К сожалению, для того, чтобы всерьез претендовать на существенную долю мирового рынка, российские компании еще недостаточно велики. Сегодня в штате крупнейших российских компаний, работающих на экспорт, 1-1,5 тыс. человек, а индийских компаний количество сотрудников достигает 30-40 тыс. Понятно, что только такие компании могут бороться за крупные аутсорсинговые заказы. Поэтому нам нужно создать критическую массу компаний, которые могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, а для решения этой проблемы необходимо обеспечить быстрое воспроизводство человеческого капитала.


  3. Современное положение дел в российской системе образования

    После глубокого кризиса 1990-х годов, российское образование перешло к стадии развития. Так, начиная с 2000 года, удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на образование. Если в 2000 году расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,8% ВВП, то в 2003 году они увеличились до 3,5%. Сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования в последние годы интенсивно росла. По сравнению с 1995 годом число государственных вузов выросло на 15%, негосударственных – почти в 2 раза. Но особенно быстро развивалась филиальная сеть высших учебных заведений – в настоящее время она насчитывает 1371 филиала государственных вузов и 326 – негосударственных.

    Тем не менее, критическая точка развития образовательной среды еще не пройдена. В частности, на ситуацию в образовании влияют следующие негативные факторы:

    • Демографический кризис. В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу: контингенты обучаемых сократились в период 1995-2004 гг. на 13,2%, к 2010 г. сокращение составит по сравнению с 1995 года на 36,4%. В начальном и среднем профессиональном образовании сокращение общей численности учащихся только начинается: по прогнозу к 2010 году число учащихся в образовательных учреждениях НПО должно сократиться на 36%, в образовательных учреждениях СПО – на 26%. В высшем профессиональном образовании до 2006 года прогнозируется рост числа студентов, а затем спад к 2010 году на 16% по отношению к уровню 2006 года Складывающаяся ситуация с контингентами обучающихся означает, что в сфере профессионального образования необходимо проведение серьезных структурных преобразований.
    • Материально-техническая база образования. Недофинансирование системы образования привело к тому, что в настоящее время степень износа основных фондов в системе образования превышает 31%. Коэффициент обновления основных фондов (в сопоставимых ценах) составляет 1,2%. В настоящее время на 100 студентов вузов приходится 6,3 компьютера.
    • Кадровый кризис. В настоящее время в системе образования занято около 5,9 млн. чел., или 9% от общей численности занятых в экономике. Средний возраст работников системы образования составляет 40,1 лет. К сожалению, нужно отметить, что в высших учебных заведениях возрастная структура профессорско-преподавательского состава сдвинута в сторону старших возрастов: 21,0% ППС имеют возраст больше 60 лет, 9% - больше 65 лет. Понятно, что причины этого кризиса лежат в низком уровне зарплат преподавателей.

  4. Особенности ИТ-образования

    ИТ-образование имеет ряд характерных особенностей, которые заслуживают особого внимания. В первую очередь, необходимо отметить, что ИТ-отрасль уникальна в том отношении, что информационные технологии нужно не только преподавать, но и использовать для изменения самого процесса обучения. Для этого необходимо завершить базовую информатизацию образования, реализовать программу создания и развития образовательного контента и обеспечить методическую подготовку преподавателей к использованию ИКТ в учебном процессе. Ведущая роль в этих процессах должна принадлежать государству и образовательной среде.

    Другой особенностью ИТ является поразительная скорость изменений - применяемые технологии меняются настолько быстро, что специалисты в этой области должны существенно обновлять свои знания как минимум раз в 5-6 лет. Поэтому российскому ИТ-образованию необходимо установить прочную связь с рынком труда и обес-печить гибкость в реагировании системы образования на его запросы, а также развивать систему дополнительного образования и переподготовки кадров. Понятно, что весьма важную роль в этом процессе должны сыграть российские ИТ-компании – они могут помочь в решении таких вопросов, как определение требований к знаниям выпускников, содержание образовательных программ, создание центров дополнительного и сертифицированного обучения и т.п.

    Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что у нас сложилась заметная диспропорция в образовании: программистов, владеющих определенными технологиями, выпускается крайне мало, в то время как специалистов с фундаментальной общеинженерной подготовкой — примерно 180 тыс. Однако скорость обновления технологий заставляет постоянно совершенствоваться, что требует совершенно иных навыков. За примерами далеко ходить не надо – есть успешный пример Индии, где индустрия образования готовит так называемых «двухлетних» программистов в технических колледжах. Эти колледжи научились с громадной скоростью «выпекать» специалистов, владеющих конкретной технологией. Нам нужно создать аналогичную индустрию по технологической подготовке специалистов, не потеряв при этом фундаментальность.

    Одним из важных шагов в этом направлении может стать создание системы технопарков, которые дадут возможность совместить научную деятельность, фундаментальные разработки, которые являются сильной стороной отечественной ИТ-отрасли, бизнес и образование. На сегодняшний день рассматриваются четыре основных точки роста: Новосибирск, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Московская область (здесь рассматривается несколько потенциальных площадок, в том числе Дубна, Черноголовка и Троицк). Во всех этих регионах есть сильные университеты и живая академическая среда. Кроме того, Мининформсвязи считает необходимым создать ведущий технологический университет в рамках реализации Государственной Программы создания технопарков в сфере информационных технологий в РФ.


  5. Заключение

    В данный момент Россия имеет возможность прорыва в сфере информационных технологий, поскольку в стране есть и кадровый потенциал, и весомый научный задел. Однако для реализации этих планов необходимы совместные усилия государства, образовательной среды и индустрии.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga