home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Особенности организации учебного процесса по направлению "прикладная информатика"

В. М. Иванов
д.ф.-м. н., профессор
И.Н. Маркова
к.т.н., доцент

Глобальная информатизация общества на стыке XX-XXI веков привело к изменению приоритетов в высшем образовании: появилась острая необходимость подготовки специалистов в области компьютерных технологий практически для всех сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе в области дизайна.

В 2000 году был разработан и принят Министерством образования России государственный стандарт по специальности 351400 "Прикладная информатика (по областям)". Квалификация, присваиваемая по этой специальности – информатик (в области). В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) была подготовлена учебная программа по специальности "Прикладная информатика (в дизайне)" и получена лицензия Министерства образования России на ее реализацию. Специальность вызвала большой интерес у абитуриентов, о чем говорит стабильно высокий конкурс: 3-4 человека на место. В 2004/2005 учебном году институт международных образовательных программ СПбГПУ выпустит первых специалистов информатиков – дизайнеров.

В связи с необходимостью перехода к стандартам третьего поколения актуальной на наш взгляд становится задача рассмотрения возможности непрерывного образования: бакалавр-специалист-магистр. Такого рода логическая цепочка продиктована не только необходимостью плавно и достаточно безболезненно влиться в единое европейское образовательное пространство, но и желанием обеспечить право оптимального выбора траектории образования (научная, педагогическая или практическая карьера, возможность продолжить образование за границей, экономические возможности в период обучения и т.д.).

Для реализации такого подхода в 2004 году было принято решение о лицензировании образовательной деятельности СПбГПУ по экспериментальной образовательной программе подготовки бакалавров и магистров по направлению 523300 — «Прикладная информатика» с включением, в частности магистерской программы 523308 - "Прикладная информатика в дизайне".

На кафедре информатики ИМОП в связи с этим разработаны учебные планы, которые в рамках существующих государственных стандартов, позволили логически увязать планы подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Учебные планы бакалавров и специалистов имеют явно выраженный междисциплинарный характер с акцентом на художественные дисциплины и предполагают практическое освоение всего спектра современных информационных технологий. Для того чтобы понять особенности организации образовательного процесса по направлению ”Прикладная информатика в дизайне”, отойдем от привычного деления основных изучаемых дисциплин на циклы и постараемся дать их классификацию, опираясь на определения понятия “Дизайн”, принятое международная организация дизайна (ИКСИД):

Творческая деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональ-ным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изго-товителя, так и потребителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей чело-века среды, которая обусловлена промышленным производством.

Другими словами, дизайн - это деятельность по проектированию объектов среды, окружающей человека.

Основываясь на приведенном определении, положим в основу классификации дисциплин три глобальных параметра: стильность проектируемого объек-та, его содержание и функциональность. Тогда основные изучаемые дисциплины условно можно разделить на три группы.

Первая - овладение базовыми приемами дизайнерского мышления. С этой целью студенты изучают основы композиции, цветоведение, историю дизайна, рису-нок и специальную графику, шрифты и визуальные коммуникации, живопись, дизайн пространстенной среды, основы фотоискусства и ряд других основополагающих дисцип-лин.

Вторым важнейшим компонентом обучения является теория и практика содержательного наполнения информационных ресурсов. Для создания инфор-мационной продукции со сложной функциональностью, такой как Интернет-ресурс или мультимедиа приложения на CD, необходимо уметь "извлекать" знания, контент, практи-чески из любой предметной области. Именно поэтому студенты изучают теорию систем и системный анализ предметной области, основы проектирования информационных сис-тем, базы данных.

К третьей группе можно отнести дисциплины блока информационных технологий - инструментарий для реализации дизайн - проекта . Формально, дизайнер - специалист гуманитарного профиля и не является техническим специалистом или программистом. Однако без четких представлений об ограничениях создаваемых технологий и об особенностях их использования в дизайне вообще и медиадизайне, в частности, невозможно решение любых творческих дизайнерских задач. В течение всего срока подготовки студенты изучают информатику и программирование, растровую, векторную и трехмерную компьютерную графику; инструментальные средства разработки Web-ресурсов и мультимедиа приложений, анимационное проектирование и другие учебные курсы блока дисциплин информатики. Большое внимание в нашем учебном плане уделе-но Интернет - технологиям, технологиям мультимедиа и компьютерной безопасности.

Помимо обязательных компонентов обучения образовательные программа содержит учебные дисциплины по выбору, которые наряду с научно-исследовательской работой студентов позволяют еще в период обучения сформировать научные предпочтения студентов.

Умение обеспечить дизайн, отвечать за содержательное наполнение создаваемого информационного ресурса и владеть внутренними механизмами технической реализации и функционирования проекта – вот необходимые составляющие профессии информатика - дизайнера. Такой подход предполагает в идеале поддержку процесса обучения тремя преподавателями одновременно: преподавателем дизайна, преподавателем по курсу информационного анализа и преподавателем по программированию. В каждом семестре студенты получают творческие задания и в рамках комплексного обучения решают их. Защита сквозных семестровых проектов происходит публично при участии преподавателей основных и смежных учебных курсов, практических специалистов-дизайнеров.

Междисциплинарная подготовка позволяет будущим информатикам-дизайнерам создавать собственные локальные проекты и активно участвовать и побеждать в профессиональных российских и международных выставках и конкурсах («Экодизайн», «Знак», «Модулор», «Времена Ф. Лидваля в архитектуре Санкт-Петербурга» и др.), а также быть полноправными участниками корпоративных проектов. В частности, это издание студенческого журнала «Эксперимент», который стал победителем 2004 года в городском конкурсе «Студенческая пресса» в номинации «Лучший дизайн». Кроме того, разработанный сотрудниками и студентами кафедры образовательный портал «Русский язык для китайских студентов» для дистанционного онлайнового обучения китайских граждан русскому языку получил высокую оценку специалистов и поддержан грантом Министерства образования РФ [1,2].

Основной задачей обучения магистров является подготовка специалистов с фундаментальным уровнем знаний как в предметной области (дизайне), так и в области информатики, информационных систем и технологий. Области научных исследований, проводимых сотрудниками кафедры, составляют основу данной программы: коммуникативный дизайн, предметный дизайн, дизайн пространственной среды, Web-дизайн, сетевые технологии, адаптивные численные методы с механизмом управления вычислительным процессом, управление базами данных, электронные магазины, интерактивные системы дистанционного обучения, компьютерная графика и анимация. Результаты научных исследований публикуются в российских и зарубежных научных журналах, издаются в виде монографий, в том числе, и за рубежом.

Студенты кафедры имеют возможность пройти семестровое обу-чение в вузах Финляндии. В свою очередь кафедра принимает на обучение финских сту-дентов для семестрового обучения и написания дипломных проектов. С 2005/2006 учебно-го года подобные программы будут открыты с вузами Германии и Китая.

Выводы:

  1. Целесообразно осуществлять непрерывное образование: бакалавр-специалист-магистр в рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
  2. Необходимо учитывать ярко выраженный междисциплинарный характер учебных планов и привлекать для руководства курсовыми и дипломными работами нескольких специалистов.
  3. Учитывать дальнейшую специализацию выпускников уже на первой ступени образования за счет максимального использования специальных и элективных дисциплин учебных планах бакалавров.

Литература

  1. Балтруков Д.Н., Глебовский А.Ю., Иванов В.М., Панасюк М.В. Управление контентом интерактивного курса в системе дистанционного обучения иностранному языку // Труды международной научно-методической конференции «Телематика 2004», СПб.: СПбГИТ-МО, 2004
  2. Иванов В.М., Капитонова Т.И., Озерова Н.И. Новые технологии в обучении иностранных учащихся русскому языку: методические основы формализации обучающего контента // Материалы IV международной научно-практической конференции «Международное сотрудничество в образовании». СПб.: СПбГПУ, 2004, с. 267-270.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga