home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


Практика подготовки ИТ-специалистов

И.Л. Кафтанников,
заведующий кафедрой ЭВМ ЮурГУ
www.comp.susu.ac.ru
email: kil@chel.com.ru

Ускоренное внедрение информационных технологий во все области нашей жизни, постоянная их модернизация порождает порождает ряд проблем, среди которых в последнее время одной из самых насущных стала проблема подготовки кадров для компаний-разработчиков в сфере ИТ. Можно при этом говорить, что проблема характерна в целом для всей сферы российского ИТ сегмента, как для разработчиков, так и для «эксплуатантов». Однако в подготовке специалистов для этих областей есть существенные различия. Если для вторых важно общее понимание проблем ИТ, знание методики, средств и способов эксплуатации ВТ, как аппаратуры, так и ПО, то для первых кроме широкого кругозора характерны глубокие познания в конкретной области, высокий творческий потенциал, и, что немаловажно, высокая трудоспособность и характерные психологические черты, одной из которых, например, является умение работать в коллективе. В дальнейшем будем говорить о подготовке профессионалов разработчиков.

Те требования, о которых говорилось выше, весьма сложно определить одномоментно, или тестировании. Даже наличие периода стажировки не всегда позволяет правильно оценить потенциал и перспективы будущего сотрудника. Причем здесь имеют влияние не только текущие профессиональные знания, но и упорство, способность совершенствоваться, учиться, работать в команде, адекватно оценивать свои действия, ошибки. Естественно, что эти качества могут быть оценены и/или сформированы только за достаточно длительный период. Такой период для зрелых разработчиков - это их предыдущая профессиональная деятельность, а для молодых – это период обучения, причем в современных условиях в период обучения, формирования професссионала-разработчика следует включать и определенный период школьного обучения.

Любая человеческая деятельность, направленная на достижение конкретного результата (в нашем случае – это конвейер подготовки профессионалов в области ИТ) может быть представлена как некая технология, с подбором исходного материала, его входным контролем, обеспечением технологического процесса и, естественно, выходным контролем. Можно, конечно, сказать, что современная система подготовки специалистов как раз все это и делает, однако следует признать, что каждый технологический образовательный этап (школа - высшее образование - профессиональная деятельность) очень мало связан с последующим, высокий конкретный результат в конкретном направлении (для нас это область ИТ) определяется в большей степени энтузиазмом учителей и преподавателей, практически нет обратной связи между этапами.

Практика, сложившаяся в подготовке специалистов на кафедре «Электронных вычислительных машин Южно-Уральского государственного университета г.Челябинска, специальность 220100 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (кафедра считается одной из лучших в Уральском регионе, чему подтверждение – постоянные призовые места наших студентов во Всероссийских студенческих олимпиадах по специальности и высокий спрос на выпускников), особенности взаимодействия с общеобразовательными учебными заведениями и анализ распределения и занятости выпускников, позволила определить ряд путей решения проблем подготовки специалистов ИТ на всех этапах подготовки. В докладе об этом говорится подробно, здесь же изложение тезисное:

ОТБОР В УНИВЕРСИТЕТ

Обычный набор – если осуществлять «входной контроль исходного материала» только по результатам вступительных экзаменов, то и получим во многом случайную усредненную выборку, из которой сложно получить высокое качество на выходе.

Медалисты – тоже достаточно случайная выборка.

Призеры олимпиад – их мало и здесь также присутствует элемент одномоментности, что приводит зачастую к к «затуханию» возможных профессиональных качеств (по разным причинам).

Одним словом весьма похоже на различные способы рыбной ловли с соответствующим результатом.

На наш взгляд, если заниматься профессионально отбором, то это надо начинать делать уже с 8-11 классов школы. Но здесь тоже ряд проблем:

  • школа и университет – различные организационные структуры, взаимодействие которых зачастую складывается весьма тяжело;
  • подготовка учителей информатики ведется в педагогических вузах – связь с инженерными – минимальна или вообще нет. И т.п.

Можно предложить ряд мероприятий, (помимо обычных олимпиад), которые позволят массово выявлять способных и интересующихся именно информатикой ребят, целенаправленно их вести, тестировать и иметь примерную картину распределения по школам, а соответственно как – то влиять на учительский уровень. Тем самым существенно расширится база для подготовки ИТ-специалистов в высшей школе и уменьшится случайная составляющая. Но самое существенное здесь – это не должно быть уделом только энтузиастов, и здесь вопрос в поддержке такой технологии фирмами, желающими получить хороших специалистов и, конечно фирмами-разработчиками. Пример Intel и Microsoft которые уже начали такого рода деятельность на территории России (правда пока на уровне университетов показывает, говорит сам за себя.

ОБУЧЕНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Проблемы обучения в высшей школе более поработаны, хотя и здесь есть ряд моментов по сквозной методике постановки учебных задач, когда решается не конкретная задача, а некая проблема, что позволяет снять определенную ограниченность присущую студентам в практическом применении полученных знаний и навыков. Кроме этого вполне возможна аналогичная постановка проблем и задач со стороны фирм-аутсорсеров, причем не обязательно это должен быть некий конкурс – а, например, предложение задачи ряду кафедр, с небольшими стипендиями участникам на период задания, награждением лучшего решения и обсуждением (возможно виртуальным) результатов, то есть чтобы была обратная связь для участников (в первую очередь для преподавателей - руководителей), с тем, чтобы понимать, в какую сторону надо двигаться и чем заниматься. В тоже время такого рода помощь может быть оказана при условии включения в учебные планы кафедры ряда курсов по проблематике спонсора (как это делают, например 1С и «Лаборатория Касперского»). Но это один из вариантов. В целом такой подход поможет заинтересованным лицам и организациям определить возможные точки роста в университетах, сформировать в них некоторые центры кристаллизации сырого расплава. При этом не стоит подходить к проблеме глобально, как это принято в России, а формировать такого рода точки роста исходя из конкретных условий и конкретных исполнителей. Возможно, что это также будет одним из путей решения проблемы «локальной утечки мозгов».

ВЫПУСКНИКИ

Здесь в свою очередь тоже много проблем. Например, мы столкнулись с тем, что наши студенты начиная с 3-4 курсов, начинаю подрабатывать в фирмах с низким уровнем компетенции в сфере ИТ. Затем делается диплом по проблеме такой фирмы (разработка программного продукта, веб-сервисов, проекта сети и т.п.). И выпускник остается работать в этой фирме. Может и в нескольких. Уровень материальный вполне достаточен и зачастую профессиональный рост останавливается. Когда приходят предприятия с хорошей и перспективной, интересной задачей и просят выпускников – выпускники уже все пристроены и мало желающих менять свой вид деятельности. Чтобы уйти от этого, мы проводим второй год эксперимент по длительной (с сентября по май) стажировке дипломников на предприятиях и организации занятий по очно-заочной системе. И здесь есть ряд интересных моментов, которые можно решать с фирмами разработчиками ПО.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga