home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

[ Архив 2005 ]

 
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры

IBM


Intel

Microsoft

Лаборатория Касперского



Инф. спонсоры

Открытые Системы



PC Week


Орг. поддержка

АПКИТ


ЛАНИТ-ТЕРКОМ


Форт-Росс


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е. Н. Пряхина
Институт государства и права
Тюменского государственного университета,
Тюмень

На современном этапе в профессиональном образовании все шире используются информационные технологии с целью совершенствования образовательного процесса. Основными видами профессиональной деятельности специалистов гуманитарно-экономического профиля являются планирование, организация работ по целям, руководство коллективом, исследование и диагностика. Специалисту в налогообложении предстоит проявить свои умения и творчество в правовой, нормативно-методической, финансово-экономической, налогово-правоохранительной и др. сферах деятельности. Среди требований к выпускникам юридической специальности предъявляются и такие, как разработка документов, осуществление правовой экспертизы на основе использования в своей работе правовых баз данных, различных программных продуктов и автоматизированных систем. Подобную деятельность специалист способен осуществлять только при условии владения информационными технологиями.

Основные знания и навыки формируются у студентов на занятиях по дисциплинам общематематического и естественнонаучного цикла. Использование информационных технологий носит эпизодический характер и выражается в основном в подготовке презентаций и поиске готовой информации, редко предполагающей анализ и обработку. Причина нами видится в том, что профессорский и преподавательский состав оказались сами мало подготовленными в отношении возможностей использования компьютера и компьютерной техники. Необходимо отметить, что это в большей степени, конечно, характерно для образовательного процесса институтов юридического и гуманитарного профиля. В результате наблюдается определенный разрыв между знаниями, умениями и навыками, формирующимися на занятиях по дисциплинам Информатика, Введение в Интернет и их использованием при преподавании общепрофессиональных, специальных дисциплин. Однако опыт работы с компьютерной техникой способствует развитию творческих способностей, активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, а следовательно оказывает влияние на качество обучения по всем дисциплинам специальности.

Поэтому, одной из форм решения этой проблемы по нашему мнению является формирование информационной образовательной среды (ИОС) института. Такого рода практика уже существует в образовательных учреждениях и активно ведется работа по созданию ИОС. Однако, реализация данного проекта без участия команды специалистов по информационным технологиям невозможна. Институты гуманитарно-экономического профиля в силу различных причин не обладают столь важными кадрами. Чаще можно наблюдать в структуре образовательного учреждения, осуществляющем подготовку студентов по специальностям «Налоги и налогообложение», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция» центры, задачами которых является в основном только обеспечение работоспособности компьютерной техники. ИОС же представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, направленных на реализацию образовательной деятельности и является сложной системой. Ее функционирование должен обеспечивать определенный штат сотрудников, включающий высококвалифицированных специалистов в области программирования и сетевых технологий.

В связи с тем, что реализовать такой проект существует возможность не во всех образовательных учреждениях, нами найдены другие формы решения задачи формирования информационной культуры и организации образовательной деятельности с использованием информационных технологий. Создан и разработан интерактивный электронный образовательный ресурс, названный Электронная тетрадь. Этот продукт - своеобразный электронный учебно-методический комплекс по дисциплине либо циклу дисциплин. Электронная тетрадь представлена основными структурными блоками: ГОС ВПО по специальности, рабочая учебная программа, лекции, практические и лабораторные работы, контрольные задания (тестирование), дополнительная информация, работы студентов, полезные ссылки, консультационный блок. Ее оболочка написана на языках HTML и PHP. Небольшой курс обучения позволяет преподавателю легко адаптировать ресурс под преподаваемую им дисциплину.

Отличительной особенностью разработки от уже существующих электронных пособий является ее динамичность, открытость (работы студентов размещаются самостоятельно и по предложению преподавателя), гибкость (практические и лабораторные работы, разноуровневые контрольные задания), многофункциональность (дополнительная информация, полезные ссылки, консультационный блок). Электронная тетрадь представляет собой интерактивный электронный комплекс, выполняющий учебно-информационную функцию, общеразвивающую (дополнительная информация, полезные ссылки, консультационный блок) и контролирующую, функцию обратной связи в виде синхронного и асинхронного общения (консультационный блок), функции навигационных средств (полезные ссылки). Открытость здесь определяется и возможностью участниками разработки проекта дополнения или изменения информации в любое время при появлении такой потребности со стороны преподавателя, обоснованного желания студентов. Электронная тетрадь выступает как объект изучения и управления в организации самостоятельной деятельности студентов. Интерактивный электронный образовательный ресурс состоит из блоков содержащих открытую и закрытую (не в смысле доступности, а возможности редактирования) для студентов и других преподавателей информацию. Доступ ограничивается с целью сохранения исходных данных и результатов электронного тестирования.

Содержание интерактивного электронного образовательного ресурса по дисциплине Информационные технологии в налогообложении разработано с помощью информационных технологий при активном участии самих студентов. При этом соответственно широко используются новые формы и методы активизации самостоятельной деятельности обучающихся в ходе традиционных занятий. Вовлечение учащихся в разработку подобных электронных дидактических материалов призвано способствовать развитию творчества, активизации познавательной деятельности, подготовке высококлассного специалиста.

Например, обучающимся по специальностям гуманитарно-экономического направления при проведении семинаров и в качестве самостоятельной работы включались для мотивации учения и активизации познавательной деятельности задания в виде поиска, проведения анализа и обработки конкретной и дополнительной информации. Оформить результат своей деятельности предлагалось с использованием технологии создания текстовых документов, работой с табличным процессором и разнообразными базами данных, созданием презентаций и веб-страниц или веб-сайтов. В зависимости от подготовки в области программирования студенты принимают непосредственное участие в написании программы-оболочки, определяющую структуру тетради.

Наряду с этим, мотивация в профессиональной области осуществляется на конкретных примерах использования ИТ в будущей профессиональной деятельности путем введения в учебный процесс задач профессиональной ориентации. Способом стимулирования творческой деятельности в процессе обучения является предложение тем курсовых и дипломных проектов с практической направленностью, выполненных на основе широкого использования ИТ, и обеспечивающих возможность их применения в дальнейшей профессиональной деятельности.

Необходимо отметить также, что подобное сотрудничество преподавателя и обучающегося в сфере ИТ приобретает взаимообогащающий характер, способствующий как активизации самостоятельной познавательной деятельности и развитию творческих способностей, формирующих высокую степень ответственности за конечный результат у студентов, так и оперативной обратной связи, мотивации к совершенствованию своих знаний в области ИТ у педагога.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga