home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Проблемы формирования информационной культуры ведущих специалистов в сфере юриспруденции

Асташина Екатерина Евгеньевна,
к.п.н., старший преподаватель-методист (eastashina@yandex.ru);

Иванаевская Елена Александровна (ivanaevskaja@yandex.ru)

Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Аннотация

В статье описан опыт изучения и формирования информационной культуры студентов ведомственного ВУЗа - будущих специалистов в сфере юриспруденции.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация высшего профессионального образования. В ряде нормативных документов федерального уровня (Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, Федеральная целевая программа "Электронная Россия" на 2002-2010 годы) обозначены стратегические цели информатизации образования:

  • создание содержательного контента образования;
  • обеспечение образовательного сообщества информационными ресурсами;
  • создание целостной, взаимно дополняемой и территориально распределенной системы отраслевых порталов.

Следовательно, социальный профессиональный заказ требует совершенствования информационной подготовки будущих специалистов уже в стенах образовательного учреждения.

Основная проблема образовательного процесса - медленное и недостаточно эффективное освоение информационных технологий. Это накладывает негативный отпечаток на качество подготовки будущих специалистов (1). Особенно это касается такой динамичной профессиональной отрасли знаний как юриспруденция, информационное обновление которой является объективной необходимостью. Внедрение информационных технологий в процесс преподавания учебных дисциплин открывает очень широкие возможности, как для преподавательского состава, так и для обучающихся, позволяет создать условия для формирования информационной культуры у будущего специалиста в сфере юриспруденции (2).

На сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции "информационная культура". Е. А. Медведева, рассматривая данное понятие, имеет в виду уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию (3).

Оганова А.А., Хангельдиева И.Г. трактуют "информационную культуру" как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности (4).

Мы считаем, что информационную культуру личности следует формировать и изучать в контексте самообразования. Соответственно, это понятие включает следующие составляющие: способность использовать в своей деятельности компьютерные технологии; умения рационально осуществлять поиск, накопление, обработку, хранение информации; умение выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими; умение применять разнообразные способы информационного обмена (сетевые конференции, форумы, чаты); владение морально-этическими нормами работы с информацией.

В 2006 году Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний приступил к реализации целевой комплексной Программы по формированию информационной среды. Программа станет одним из инструментов реализации Стратегии института на рынке образовательных услуг, увеличивающих его конкурентоспособность за счет повышения уровня информатизации вуза, расширения и качественного обогащения спектра образовательных услуг института, оказания их в новых технологических средах для большего количества потребителей.

Информационная среда института должна обеспечивать активную интеграцию современных образовательных технологий в процесс обучения и создавать условия для формирования информационной культуры обучающихся.

На начальном этапе реализации программы было проведено исследование готовности обучающихся к усвоению ЗУНов в условиях информационной среды. Анкета, предложенная обучающимся, разработана с учётом компонентного состава информационной культуры, приведённого ранее. Цель исследования заключалась в выявлении уровня компьютерной грамотности студентов, а также умений эффективно находить, анализировать и использовать различную информацию. Выборку составили 107 студентов 2 курса. Выбор был обусловлен тем, что ко второму курсу обучающиеся уже в достаточной степени знакомы с инфраструктурой института, его информационными ресурсами (общая библиотека, специальная библиотека, кафедры и т.д.). Кроме того, до окончания ими института есть возможность и время для формирования составляющих информационной культуры.

Далее представлен выборочный анализ результатов анкетирования, в ходе которого студентам было предложено ответить на ряд вопросов.

Вопрос. Самостоятельно оцените свой уровень компьютерной грамотности по предлагаемым параметрам: основы работы с ПК, работа с текстовой информацией, работа с числовой информацией, создание электронных презентаций, поиск информации в сети Интернет, создание Web-страниц, сайтов.

Для самооценки были предложены следующие уровни: 1 - конечно, знаю и могу научить (высокий); 2 - сяду за компьютер и вспомню (средний); 3 - представляю в общих чертах (ниже среднего); 4 - ничего не могу сказать (низкий).

Диаграмма 1.

Самооценка компьютерной грамотности студентов

Самооценка компьютерной грамотности студентов

Как видно из диаграммы, процент студентов, владеющих элементарными умениями (1, 2, 3 столбцы) работы на компьютере, достаточно высок. В то время как умениями повышенного уровня (4, 5, 6 столбцы) владеют лишь примерно треть опрошенных. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне компьютерной грамотности обучающихся как будущих специалистов-юристов. Современный специалист в сфере юриспруденции должен свободно ориентироваться в профессиональном информационном поле, что невозможно без эффективной работы в сети Интернет, различного информационного обмена.

Вопрос. Как будущий юрист я работаю с такими информационными источниками как …

Диаграмма 2.

Источники информации, используемые студентами в процессе обучения

Источники информации, используемые студентами в процессе обучения

Таким образом, 79% опрошенных при подготовке к занятиям используют не компьютеризированные информационные источники, 21% - компьютеризированные.

  1. - книги по своей специальности;
  2. - газеты и журналы по специальности;
  3. - книги по смежным специальностям;
  4. - энциклопедии, справочники специальности;
  5. - энциклопедии, справочники общего характера;
  6. - электронные СПС (Гарант, Консультант Плюс, Кодекс);
  7. - Интернет-сайты по юридической тематике;
  8. - сетевые форумы, на которых обсуждаются юридические вопросы.

Вопрос. Насколько регулярно Вы имеете доступ к компьютеру?

Диаграмма 3.

Возможности доступа студентов к компьютерной технике

Возможности доступа студентов к компьютерной технике
  1. - всегда (компьютер есть дома)
  2. - в компьютерном классе на занятиях
  3. - во время самоподготовки в компьютерном классе
  4. - иногда
  5. - нет необходимости в использовании компьютера

53% опрошенных используют компьютер только на занятиях по информатике, что в соответствии с тематическим планом составляет 38 часов в семестр. Несмотря, на то, что на момент исследования существовала реальная возможность работы в компьютерных классах в свободное от занятий время, только 2% опрошенных использовали данный ресурс, а 6% по-прежнему не видят необходимости в использовании компьютера в процессе обучения.

Тем не менее, характер учебных заданий по изучаемым дисциплинам предполагает активное использование материалов справочно-правовых систем ("Гарант", "Консультант плюс" и других), Инернет-ресурсов, так как они обеспечивают оперативное обновление профессиональной информации.

Результаты исследования свидетельствуют о недостаточной сформированности у обучающихся умений эффективно работать в профессиональном информационном пространстве.

На основе полученных данных, в ходе реализации целевой комплексной Программы, осуществлён ряд мероприятий направленных на формирование информационной культуры будущих юристов: обновлена компьютерная техника, закуплено сетевое оборудование, позволяющее открыть свободный доступ к различным информационным ресурсам; обеспечен свободный доступ в компьютерные классы после занятий; проведено обучение работе в справочно-правовой системе "Гарант"; активизируется работа преподавателей по внедрению информационных технологий в процесс обучения (мультимедиа-презентации, электронные учебные пособия, видеофильмы и др.).

Таким, образом, в настоящее время создан ряд условий для формирования информационной культуры обучающихся Самарского юридического института ФСИН России, как значимой профессиональной характеристики будущего специалиста в области юриспруденции.

Литература:

  1. Антонова С. Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования. // Высшее образование в России - 1994 - №1.
  2. Изергин Н.Д., Кудряшов А.А., Руднев А.Ю., Тегин В.А. Разработка электронных учебных изданий. Учебно-практическое пособие. Коломна, 2005.
  3. Информатика и культура: сборник научных трудов. / Отв. Ред. И. С. Ладенко - Новосибирск "Наука" - 2003.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga