home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Компетентностный подход к качеству подготовки специалистов в сфере IT-технологий

Бабина Надежда Георгиевна,
к.т.н., доцент кафедры информатики (rssu_fsit@mail.ru)
РГСУ

В настоящее время оценка образовательной деятельности формируется на основе компетентностного подхода. В этом случае под результатами реализации образовательной программы понимаются наборы компетенций, включающие знания, навыки обучаемого, определяемые для программы в целом, как интегративное знание нового методологического уровня.

А.В. Хуторским применительно к общему и среднему образованию дано определение понятия «компетенция» как «готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач». Им введено операционно-значимое понятие иерархии самих образовательных компетенций, где ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретные описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в архитектуре учебного плана. Существующие в стандартах второго поколения требования к выпускникам носят в основном теоретический характер и мало поддаются комплексной проверке интегрированных умений - результатов обучения.

Для каждой ступени ВПО предполагается определенный набор компетенций, так как для бакалавра, специалиста и магистра ставятся разные задачи дальнейшей деятельности. В соответствии с исследованиями И.А. Зимней и В.Д. Шадрикова при разработке государственного стандарта нового поколения предполагается использование компетентностной модели специалиста, которая включает группы компетенций:

  1. социально-личностные;
  2. экономические и организационно-управленческие;
  3. общенаучные;
  4. общепрофессиональные;
  5. специальные.

Определение компетенций должно быть ответственностью профессуры и экспертов, хотя необходимы консультации со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего, работодателями и выпускниками.

В методической литературе встречается несколько значений понятия «модуль». Так например, для европейского измерения образовательных уровней в рамках опыта международных программ Эразмус и Сократус предложены пять типов модулей при формировании образовательных программ:

  1. Основные модули, то есть группы дисциплин, составляющие ядро соответствующей науки.
  2. Поддерживающие модули, например, для менеджмента это – математика, статистика и информационные технологии.
  3. Организационные и коммуникативные, например, управление временем, работа в группах, риторика, иностранные языки.
  4. Специализированные модули, то есть необязательные, но расширяющие и углубляющие компетенции в избранной области, факультативные.
  5. Переносимые модули, магистерские диссертации, стажировки, проекты, выстраивающие связи между теорией и практикой.

В соответствии с принципами построения ОПП, принятыми в образовательных стандартах РФ второго поколения, деление на циклы ГСЭ и ЕН, ОПД, СД предполагает фундаментальную подготовку, а вот организационные и коммуникативные курсы в лучшем случае представлены в циклах ОПД отдельными дисциплинами.

В отечественной практике модульный подход в формировании образовательных программ разрабатывается СГА и ГУ-ВШЭ, МЭСИ, РУДН и др.

Модульная технология СГА (О.М. Карпенко, М.Д. Бершацкая, В.Н. Фокина)

отражает специфику дистанционного образования. Дисциплинарно-модульное построение образовательных программ базируется на понимании модуля как содержательной единицы образовательной информации, при котором в качестве модуля выступают самостоятельные разделы учебных дисциплин.

Такая организация, учебного процесса в дистанционной форме, неоспоримо эффективна, поскольку позволяет варьировать содержание дисциплин. Например, будущим политологам или социологам совершенно не пригодится знание высшей математики в объеме стандартного университетского курса, а необходимые представления и навыки они могут получить в объеме одного двух модулей из курса математики соответствующего содержания.

Однако такое формирование образовательных программ при всей перспективности данной технологии для дистанционных форм не направлено на формирование фундаментальности и системности высшего образования, что всегда отличало российскую школу. В ГУ-ВШЭ по итогам эксперимента 2003-2005гг. внедрена модульная организация учебного процесса, разработанная Т.К. Кравченко, Н.Н. Комисаровой.

Модульная система, позволяет стимулировать самостоятельную работу студентов, с большей интенсивностью работать преподавателям. Модульная система ГУ-ВШЭ базируется на календарном разделении годового срока освоения учебного плана на 5 модулей, а не 2 семестров, таким образом смысл понятия «модуль» отражает специфику организации учебного процесса, а не построения образовательной программы.

Модуль компетенции – это комплекс дисциплин образовательной программы логически содержательно организованных в определенной последовательности, освоение которых приводит к формированию у обучаемого качественно нового интегративного умения – компетенции.

Литература:

  1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.,2003. С. 110
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga