home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Модель формирования готовности педагогов к использованию ИТК в своей работе

Бобонова Елена Николаевна,
к.п.н., доцент (bobonova@vspu.ac.ru)
Воронежский государственный педагогический университет

Аннотация

Статья посвящена разработке модели формирования готовности учителей- предметников к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности. Рассматриваются пути формирования потребности учителей в использовании ИКТ в учебном процессе.

Одним из основных условий реализации стратегических целей модернизации российского образования на практике является решение фундаментальной задачи подготовки и переподготовки учителей. Расширение информационного пространства за формальные пределы в параллельные структуры системы непрерывного образования и формирование навыков деятельности в конкретных ситуациях определяют ключевую роль компетентностного подхода в профессиональном развитии педагогов любых специальностей в области применения ИКТ в своей деятельности, которое получает всё большее распространение. Огромное количество информации, которую современному человеку необходимо уметь анализировать, интерпретировать и адекватно реагировать актуализировало необходимость компетентностного образования, которое проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность. Ведь специалисты утверждают, что за последние два года количество информации умножилось во столько же раз, во сколько оно увеличилось за последние две тысячи лет. Информация устаревает теперь за 4-5 лет. Это требует внутренней готовности к постоянному обновлению, создает потребность во владении интеллектуальными, социальными и другими компетенциями. Кроме того, постоянное изменение жизненных ситуаций требует от педагога непрерывного совершенствования своих профессиональных возможностей.

Для реализации компетентностного подхода в системе образования необходима подготовка и переподготовка преподавательских кадров, способных в реальной жизненной и профессиональной практике применять ключевые компетентности. Среди универсальных (ключевых) компетентностей мы в первую очередь выделяем информационную и коммуникативную не только потому, что они являются инвариантными в любых существующих на сегодняшний день российских и зарубежных программах, посвященных компетентностному подходу, но и потому, что они служат естественным результатом широкого распространения и использования информационных технологий. При этом формирование вышеназванных компетентностей у будущих учителей имеет два аспекта: общеобразовательный и профессиональный. Общеобразовательный аспект связан с готовностью, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных видах деятельности. Профессиональный аспект информационной коммуникативной компетентности мы связываем с готовностью применения этих технологий в учебном процессе. Исходя из этого, вытекает проблема всестороннего анализа и прогнозирования изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях перехода на компетентностный подход. Данный подход требует изменения учебного процесса, так как для формирования компетентностей необходимо создание определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих учителю моделировать, а также осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в этой модельной среде.

ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета.

В качестве показателей ИКТ-компетентности можно выделить:

  • готовность к освоению эффективного доступа к практически неограниченному объему информации и аналитической обработке этой информации;
  • стремление к формированию и развитию личных творческих качеств;
  • наличие высокого уровня коммуникативной культуры (в том числе коммуникации посредством информационных средств), теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия, осуществляемого в режиме диалога "человек - компьютер";
  • готовность к совместному со всеми субъектами информационного взаимодействия освоению научного и социального опыта, совместной рефлексии и саморефлексии;
  • освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции информации (в том числе в рамках выбранной предметной области).

Процесс становления информационно-коммуникативной компетентности учителей подразумевает развитие мотивации, потребности и интереса к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации. Компетентный учитель обладает знаниями, составляющими информативную основу коммуникации и поисковой познавательной деятельности, владеет умениями и навыками эффективной коммуникации и поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов, имеет потребность в использовании ИКТ в своей профессиональной деятельности.

К основным составляющим компонентам формирования потребности можно отнести следующие: содержательный, мотивационный, организационный.

Содержательный компонент включает:

  • разработку адаптивных учебных программ, обеспечивающих подготовку и стимулирующих их к использованию ИКТ в самообразовании;
  • создание образовательных баз данных на основе современных информационных и коммуникационных технологий, содержащих научную, методическую, психологическую, техническую, справочную литературу, содержательную учебную информацию различного вида, программное обеспечение разного типа и другие материалы.

Мотивационный компонент связан с созданием условий, способствующих преодолению внутренних барьеров, перестройке сознания учителя, его психологической готовности работать в компьютеризированной среде, повышению квалификации преподавателя в области использования средств ИКТ. Это достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации, повышенной активности в использовании ИКТ в своей деятельности.

Организационный компонент связан с вопросами профессиональной подготовки учителей с учетом уровня сформированной внутренней потребности (ценностной ориентации) и факторов, влияющих на активное применение средств ИКТ в самообразовании.

Предложим следующие пути формирования потребности учителей в использовании ИКТ в учебном процессе:

  • разработка целенаправленного программно-методического обеспечения для разных категорий;
  • обеспечение самоактуализации потребности учителей в применении средств ИКТ;
  • организация обучения на различных видах курсов с использованием адаптивных учебных программ;
  • создание благоприятных условий для повышения квалификации учителей в сфере использования средств ИКТ;
  • развитие у учителей способности накапливать и передавать практический опыт использования средств ИКТ в различных условиях;
  • разработка системы стимулов по активному применению средств ИКТ в процессе самообразования;
  • создание комфортных условий для работы в компьютеризированной среде.

Компетентность интегрирует в себе 3 аспекта - когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей). Это объясняется тем, что компетентный специалист является индивидуальностью, самостью, обладающей способностью осознавать и рефлектировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее. В то же время готовность понимается как интегративное качество личности учителя, как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. По нашему мнению, готовность - это внутреннее состояние (способность) личности, представляющая собой определенную целостность, являющееся признаком профессиональной квалификации, а также результатом целенаправленной подготовки. Готовность, как сложное психологическое образование, кроме необходимых знаний, умений и навыков включает в себя не только адекватные требования к профессиональной деятельности, качествам личности и способностям, но и познавательные (понимание профессиональных задач, оценка их значимости и т.д.), мотивационные (интерес к профессии, стремление добиться успеха и т.д.) и волевые (преодоление сомнений, умение мобилизовать свои силы и т.д.) компоненты, а следовательно, включает в себя когнитивную, операциональную и аксиологическую составляющие. Это наводит на мысль о некотором совпадении понятий компетентности и готовности, однако, тот факт, что компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии позволяет определить компетентность, как высшую степень готовности.

Анализ результатов теоретических и практических исследований по формированию готовности педагогов к применению ИКТ в своей деятельности позволил нам определить готовность педагогов к применению ИКТ как комплексное состояние личности, основанное на ее психологических, нравственных, профессиональных качествах, обеспечивающее полноценную способность учителя реализовывать компетентностный подход в обучении посредством применения новых информационных технологий. На рисунке изображена созданная нами на основе проведённого анализа модель формирования подобной готовности.

Модель формирования готовности педагогов к использованию ИКТ в своей работе

Рис. 1. Модель формирования готовности педагогов к использованию ИКТ в своей работе

Данная модель использовалась нами при организации подготовки студентов вуза к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности и показала свою эффективность.

Таким образом, предлагаемое нами соотношение между категориями компетентности и готовности позволит творчески применить богатейшие научные исследования и неоценимый практический опыт формирования готовности работников образовательных учреждений к применению новых информационных технологий при подготовке педагогов, обладающих информационно-коммуникационной технологической компетенцией.

Литература:

  1. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей. - http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1673.html.
  2. Шевцова Л.А., Солошенко Л.А. Системный подход к формированию единого информационно-образовательного пространства // Педагогическое обозрение. - 2004. №1. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр - С. 203-207.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga