home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

О создании интерактивной карты "Развитие образования в России"

Бойко Ольга Николаевна,
студентка (ksu-tima@yandex.ru)
Таганрогский государственный педагогический институт

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция компьютеризации многих сфер жизни человека. Это непосредственно затрагивает и сферу обучения. С каждым годом растет количество школ и учебных заведений, в которых существуют компьютерные классы. Появляются справочные пособия по различным учебным предметам, представленные в виде компьютерных программ. Это облегчает доступ к информации, т.к. практически у 70-80% учащихся имеются компьютеры, т.е. есть возможность наглядно знакомиться с содержанием предметов.

Доказано, что чем больше органов чувств включается в работу при восприятии новых знаний и чем мощней очаг возбуждения в коре головного мозга ученика, который притягивает к себе другие возбуждения, возникающие в коре, что служит основой для хорошего запоминания, тем лучше усваивается материал.

Проблема состоит в том, что по ряду дисциплин нет готовых наглядных пособий. Это в большей степени касается гуманитарных наук, например педагогических. Так, при изучении курса «История образования и педагогической мысли» студенты могут знакомиться только с текстами. Наша идея заключается в создании карты по этому курсу.

На первом этапе было разработано учебное пособие в виде карты, на которой графически отражался процесс возникновения и развития школ и формирование системы образования в России. Для лучшего отражения данного процесса использовались различные цвета для условных обозначений. Учебные заведения, существовавшие в России до начала XVIII в. отмечены фиолетовым цветом, затем указаны школы, академии и гимназии, возникшие в период правления Петра I, которые выделены синим, и учебные заведения, возникшие в период правления преемников Петра, вплоть до Екатерины II, которые впоследствии образуют единую и целостную систему образования в российском государстве, выделены красным цветом.

Данное пособие было созданное в формате А1 для использования при чтении курса «История образования и педагогической мысли» на факультете Социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института. На практике уже доказана полезность наглядного материала при усвоении данной дисциплины.

В дальнейшем, развивая данную идею, мы попытались более наглядно отразить динамику развития системы образования. С использованием стандартной программы Windows Microsoft office-Microsoft PowerPoint, была создана презентация, представляющая собой карту, на которой каждый следующий слайд соответствовал определенному периоду развития образования и на котором были обозначены школы, возникшие в этот период, выделенные определенным цветом.

Решение данной проблемы подтолкнуло к идее создания интерактивной карты с использованием гиперссылок, которая будет очень легка в использовании. Была создана карта России, на которой выделены города, в которых существовали школы. Клик по выделенному году выводит на экран карту города с обозначенными на ней учебными заведениями разной цветовой гаммы, отражающей период возникновение данного учебного заведения. Соответственно, клик по учебному заведению выводит на экран основную информацию о данном заведении.

Использование различной цветовой палитры при создании условных обозначений, позволяет проследить период возникновения первых учебных заведений в этом городе и то, какой по преимуществу тип учебных заведений распространен на данной территории. Например, Москва и Петербург – города являющиеся центром развития школьного дела в России. Огромное количество школ, училищ, гимназий и ВУЗов находится именно в этих городах. Быстрое развитие производства в начале XVIII века приводит к возникновению школ на Урале, в Сибири.

Если обратиться к карте, представленной в виде презентации, где процесс развития школьного дела в России представлен в динамике, то можно проследить в какой именно исторический период идет интенсивное развитие учебных заведений. Направление развития показано стрелочками (из центра просвещения - Москва, Петербург, к окраинам страны – Урал, Сибирь, Дальний Восток и южные территории страны). Это были в основном учебные заведения светского характера с профессиональным уклоном, что было обусловлено потребностью в квалифицированных кадрах.

Внешнеполитические проблемы государства, а также экономические реформы Петра I подталкивали к созданию учебных заведений и подготовке специалистов в области экономики, промышленности, металлургии , военно-морского флота. Именно в этот период только начинает зарождаться система образования в России. Появляются первые взаимосвязанные учебные заведения, формирующие последовательность в обучении. Это ярко отражено на карте.

Рассмотрев следующий период развития образования в России, можно отметить, что число учебных заведений на карте резко сокращается. Это говорит о том, что «кривая развития образования» в стране идет на спад. Этот период совпадает с периодом правления преемников Петра I. Большинство школ в это время было закрыто. Лишь позднее, при правлении Екатерины II, когда создание системы образования рассматривалась как самоцель, а не как следствие, появляются учебные заведения с преемственной системой среднего и высшего образования, что является главным признаком возникновения системы образования в России.

На карте это отраженно заметным увеличением числа заведений по всей территории странны.

Т.о. карта позволяет проследить в динамике развитие системы образования, выделить периоды в истории Росси, когда интенсивно развивается школьное дело, а когда развитие стоит на месте или двигается медленными темпами. Также, благодаря карте можно выявить причину интенсивного развития образования, охарактеризовав тип учебных заведений, возникших в данный период. И наконец, данная программа позволяет наглядно отразить столь сложный процесс развития системы образования в России, дает полную картину динамики этого процесса, и предоставляет возможность сделать глубокий и детальный анализ данного явления.

Программа включает в себя две части. Первая часть представляет собой презентацию, где поэтапно, с каждым последующим слайдом можно проследить динамику развития системы образования. Вторая часть представлена в виде интерактивной карты, что позволяет более детально, на уровне города рассмотреть учебные заведения, существующие на данной территории, и получить подробную информацию о времени возникновения, программы обучения, типу, количеству учащихся и т.д.

Т. о. карта представляет собой справочный материал как для студентов, так и для преподавателей. Она легка в использовании. Данная программа, с одной стороны, позволяет четко указать период в развитии Российского государства, когда появляется сформированная система образования. Только ближе к концу XVIII в. можно говорить о структуре учебных заведений, которые представляли собой систему. Именно в этот период мы можем четко выделить элементы системы образования в России, указать на взаимосвязь между ними и показать динамику дальнейшего развития в качестве системы. Также, карта позволяет проследить направление развития образования, выделить города являющиеся центром образования и проследить зависимость типа учебного заведения от географического месторасположения, климата, определенных потребностей обусловленных рельефом (горные, морские и т.п.)

С другой стороны, карта позволяет получить необходимую информацию об интересующем учебном заведении.

Безусловно, при изучении учебного курса в педагогических вузах, такого рода программа будет вспомогательным материалом для преподавателя и улучшит усвоение студентами информации. Она позволит улучшить качество запоминания, т.к. во многом продуктивность усвоения обусловлена психологически (большинство студентов являются визуалистами, т.е. лучше усваивают зрительные образы).

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga