home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Создание учебно-методических мультимедиа комплексов в контексте открытого информационного пространства

Дудина Ирина Павловна (I.Dudina@tltsu.ru);
Михеева Ольга Павловна, старший преподаватель (O.Miheeva@tltsu.ru)
Тольяттинский государственный университет

В рамках комплексной целевой программы Правительства Российской Федерации «Развитие единой образовательной информационной среды», предлагается программа 36-часового курса для повышения квалификации преподавателей, основной целью которого является формирование образовательной и информационной компетентности преподавателя, состоящей из совокупности знаний, умений и навыков, связанных с поиском, сбором, анализом, организацией, представлением и передачей информации в открытом информационном пространстве.

Создание электронных учебных материалов и средств поддержки образовательного процесса определено в качестве одного из основных направлений стратегии информатизации образования.

Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство электронных обучающий средств и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур образовательных учреждений и отрасли в целом, систем качества образования, внедрением Интернет/интранет технологий – составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

Этот процесс тесно связан с развитием и внедрением системы интерактивного дистанционного обучения, как одной из более эффективных и перспективных систем подготовки и переподготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран мира на происходящие процессы интеграции к информационному обществу.

Формирование принципов дистанционного обучения нашло отражение в принятой Правительством Российской Федерации комплексной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды», определяющей основные направления и этапы разработки единого образовательного пространства.

Развитие системы дистанционного обучения, внедрение новых образовательных технологий требуют новых технологий при создании электронных обучающих средств. Сегодня учебно-методические мультимедиа комплексы являются информационно-образовательными продуктами, включающие электронные справочные пособия и издания, мультимедийные учебники, справочники, энциклопедии, тренажерные программные комплексы, тестовые системы, виртуальные учебные курсы.

Поэтому, одной из главных задач программы информатизации образования является задача повышения квалификации педагогических кадров всех уровней в сфере информационных и коммуникативных технологий образовательного процесса. Для переподготовки педагогических кадров Самарской области авторы разработали учебную программу на 36 часов для курсов повышения квалификации Института непрерывного образования при Тольяттинском госуниверситете.

Целью предлагаемого курса является формирование образовательной и информационной компетентности преподавателя, состоящей из совокупности знаний, умений и навыков, связанных с поиском, сбором, анализом, организацией, представлением и передачей информации в открытом информационном пространстве.

Из обозначенной цели следуют задачи:

  • Овладение спецификой проектирования учебно-методических мультимедиа комплексов.
  • Совершенствование навыков обработки и структурирования электронной документации.
  • Изучение методики оценивания качества разработанного продукта.
  • Реализация авторского права.

Основное входное квалификационное требование – умение работать с персональным компьютером на уровне пользователя. В процессе обучения слушатели выполняют работы по созданию электронного учебного пособия, соответствующего выбранной теме. Итоговая форма контроля – зачет. Обучение производится по очной форме обучения.

При завершении обучения слушатели должны быть компетентны в соответствующей области знаний и способны достичь определенных результатов по каждому из четырех модулей соответственно.

СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ
  1. Проектирование учебно-методических мультимедиа комплексов.
    • Психолого-педагогическая модель комплекса.
      Цели создания и типологические признаки учебно-методических мультимедиа комплексов. Основные психолого-педагогические проблемы при разработке комплексов. Целевые показатели. Модель содержания и модель освоения (навигации). Особенности использования комплексов. Психологические механизмы усвоения знаний. Психолого-педагогическая классификация учебно-методических мультимедиа комплексов.
    • Основные этапы проектирования.
      Понятие и определение состава комплекса. Структура и характеристики комплекса. Принципы проектирования и средства реализации учебно-методических мультимедиа комплексов. Педагогический сценарий применения комплекса. Требования к техническим и программным средствам.
    • Отбор и структурирование учебного материала.
      Модель содержания учебного материала. Модель освоения учебного материала. Создание сценария учебно-методического мультимедиа комплекса. Элементы управления в сценариях. Расчет базового показателя комплекса.
      Форма контроля по данному модулю: сценарий учебно-методического мультимедиа комплекса.
  2. Подготовка учебного материала для электронного учебника
    • Эргономичность текста
      Понятие стандартной страницы. Общие требования к текстовому материалу. Композиционная структура текста и расчет его объема. Использование «новаторских» заголовков. Научно-популярный стиль изложения текста. Концепция гипертекста. Использование гипертекста, гиперссылок и гипермедиа. Правила оформления ссылок. Расчет опытно-нормативных показателей объема текста.
    • Наглядные средства обучения
      Визуализация учебно-методических мультимедиа комплексов: принципы, признаки, функции. Классификация наглядных средств обучения. Графические иллюстрации: разновидности, нормативные расчеты количества рисунков в комплексе. Подготовка иллюстраций для комплекса. Использование таблиц для повышения зрительной наглядности текста. Классификация таблиц. Условно-графические иллюстрации: схемы, диаграммы, графики, блок-схемы. Использование анимации для создания динамических изображений. Видеофрагменты – преимущества и недостатки при использовании в учебно-методических мультимедиа комплексах. Применение аудиокомментариев.
    • Система контроля знаний в учебно-методическом мультимедиа комплексе.
      Основные формы контроля знаний в учебно-методических мультимедиа комплексах. Тренинг и контроль. Использование тестирования в системе контроля знаний Преимущества и недостатки тестового контроля знаний. Требования, предъявляемые к разработке заданий для системы тестирования. Дидактические тесты. Типы и виды заданий для системы тренинга и тестирования. Задания с выбором ответов. Задания на дополнение. Задание на установление соответствия между элементами двух множеств. Задание на установление логических связей.
      Форма контроля по данному модулю: подготовка материалов для включения в комплекс
  3. Оценка качества учебно-методических мультимедиа комплексов
    • Общие критерии оценивания комплексов.
      Понятийно-категориальные проблемы оценки качества учебных комплексов. Основные требования к учебно-методическим мультимедиа комплексам с точки зрения оценки их качества. Структура системы оценки качества мультимедиа комплекса. Технология расчета оценки качества учебно-методических мультимедиа комплексов. Оценка качества учебных комплексов в соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 и ИСО 9004:2000.
    • Сравнительный анализ профессиональных учебных комплексов.
      Знакомство с учебно-методическими мультимедиа комплексами, созданными коллективами-разработчиками программных продуктов: «TeachPro», «1С:Школа», «Кирилл и Мефодий». Достоинства и недостатки рассмотренных комплексов.
      Форма контроля по данному модулю: технологическая карта оценивания учебных комплексов
  4. Компьютерная подготовка учебных материалов
    • Компоновка материалов в учебно-методические мультимедиа комплексы.
      Использование средств Microsoft Office для структурирования учебного материала. Организация гипертекстовой структуры комплекса при помощи Microsoft Publisher. Создание презентации разработанного учебного курса средствами Microsoft Power Point. Тестирование знаний учащихся при помощи табличного процессора Microsoft Excel. Разработка дидактических и методических материалов курса средствами Microsoft Word.
    • Оценивание созданных комплексов
      Практические методы оценки качества учебно-методических мультимедиа комплексов. Создание опросного листа для оценки качества созданного комплекса. Основные направления в оценивании учебного курса.
    • Создание методических рекомендаций по использованию комплекса в учебном процессе.
    • Разработка методики для использования разработанного учебно-методического мультимедиа комплекса в учебном процессе. Авторское право на разработанный курс. Регистрация и сертификация созданного комплекса.
      Форма контроля по данному модулю: учебно-методическй мультимедиа комплекс; опросный лист для оценки качества созданного комплекса; методические рекомендации.

Существенным результатом освоения настоящей программы для преподавателя станет повышение общей компетентности в понимании сущности открытого информационного пространства. Это выражается в умении создавать собственные электронные пособия с учетом всех правил и требований, предъявляемых к таким продуктам, компетентно оценивать их и оформлять авторское право. Изучение курса позволит преподавателю более эффективно реализовать на практике наиболее важные и приоритетные на сегодняшний день общие образовательные идеи, поскольку элементы информационных и коммуникативных технологий являются составляющей современной информационной культуры и используются во всех образовательных областях современной школы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред.М.В.Моисеевой. – М.:Издательский дом «Камерон», 2004.
  2. Краснова Г.А., Соловов А.В., Беляев М.И. Технологии создания электронных обучающих средств. – М.:МГИУ, 2001.
  3. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. – Самара, СГАУ, 1995.
  4. Беспалько В.Ф. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во воронежского университета, 1977.
  5. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие/Отв.редактор В.И.Солдаткин. М.: Высшая школа, 2003.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga