home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Преподавание информационных технологий в аграрном ВУЗе

Хохряков Николай Владимирович,
к.ф.-м.н., проректор по информатизации(khrv70@mail.ru)
ФГОУ ВПО "Ижевская ГСХА"

В настоящее время в Российской Федерации действуют сразу несколько программ, направленных на информатизацию всех сфер социальной жизни. На сельских территориях развитие этих программ столкнется с серьезными препятствиями - мизерным количеством грамотных ИТ-специалистов и отсутствием у потенциальных потребителей понимания всех возможностей, которые несут с собой новые технологии.

Между тем, интеграция в мировое информационное пространство имеет для села даже большее значение, чем для мегаполиса. Низкая концентрация населения сельских территорий снижает интенсивность профессиональных контактов между специалистами сельскохозяйственных отраслей. В то же время, отличительной особенностью экономики АПК является присутствие большого числа малых предприятий, не способных содержать собственные отелы маркетинга и отделы по внедрению новых сельскохозяйственных технологий. Все эти проблемы могут быть частично сняты за счет интеграции АПК в мировое информационное пространство. При этом для получения значимых изменений в социально-экономической ситуации недостаточно решения возникающих технических вопросов. Необходимо разработать комплекс мер по подготовке специалистов АПК к работе в принципиально новых условиях, по достижению понимания необходимости и полезности новых информационных систем, возможностей, которые они предоставляют. Воспитание студента как участника мирового информационного пространства становится необходимой компонентой современного аграрного образования.

В настоящее время выпускнику сельской школы бывает достаточно сложно поступить на престижные специальности вузов, связанные с информационными технологиями. Еще большие трудности испытывают сельские ребята во время учебы в вузе. Дело в том, что учебные программы ИТ-факультетов перегружены курсами фундаментальной направленности. Это актуально при подготовке программистов, которые будут работать над глобальными проектами. Выпускники, усвоившие предложенную программу в полном объеме, пользуются высоким спросом на рынке труда и предъявляют повышенные требования к уровню заработной платы. В лучшем случае единицы из них едут работать в сельские районы. В то же время, для того, чтобы грамотно организовать компьютеризованное рабочее место, организовать локальную сеть с выходом в Интернет, выбрать и установить программное обеспечение, выполнять несложный ремонт и обслуживание техники, привлекать ИТ-специалистов к решению своих задач и осмысленно использовать возможности информационных технологий в профессиональной деятельности, нет необходимости проходить полный пятилетний курс профильного вуза. Может быть предложен альтернативный подход к решению задачи по подготовке ИТ-специалистов для российского АПК. Он основан на введении в учебный процесс факультативных курсов по практической информатике, на которых будущие сельские специалисты получат практические навыки по работе с персональным компьютером, компьютерными сетями, организации баз данных, навыки по установке и настройке программного обеспечения. Дополнительные навыки могут быть получены студентами в рамках студенческих отрядов, решающих задачи по информатизации вуза под руководством грамотных специалистов. Практика показывает, что к решению задач по обслуживанию вычислительной техники и программного обеспечения могут с успехом привлекаться даже учащиеся средних учебных заведений. При этом учащиеся разбивались на пары, и каждая пара брала на себя ответственность за один из компьютеров компьютерного класса. Такой подход приводил к быстрому росту квалификации учащихся, стимулировал их к общению, формировал в среднем учебном заведении единое самоорганизующееся и саморазвивающееся компьютерное сообщество. Преподавателю оставалось лишь корректировать развитие этого сообщества. Ребята, участвовавшие в обслуживании школьных компьютеров, в дальнейшем, как правило, поступали на ИТ-специальности ВУЗов и успешно осваивали все профильные предметы. Некоторые из них, еще будучи школьниками, начинали работать в ИТ-фирмах.

Заметим, что указанная практическая подготовка студентов аграрных вузов не может быть обеспечена в рамках стандартного вузовского курса информатики, так как этот курс направлен на получение определенных теоретических знаний, навыков работы с прикладными программными продуктами, на изучение программирования и вычислительных методов.

Успешная реализация предложенного подхода позволит дать селу достаточное количество специалистов, способных решить задачу информатизации АПК, а в дальнейшем грамотно использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga