home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Отбор содержания для изучения студентами экономических специальностей темы "Базы Данных"

Карташева Ольга Витальевна,
к.п.н., заведующая кафедрой Информатики и ИТ (o.kartasheva@mesi.yaroslavl.ru)
Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Аннотация

Несмотря на динамику технических и особенно программных средств, обозначилась явная тенденция к стабилизации основных технологических и организационных принципов и решений по обработке экономической информации и появились предпосылки для выработки рекомендаций, регламентирующих основные цели и задачи информатизационно-технологического направления в базовом образовании.

Экономическая информация обладает рядом специфических черт, определяющих технологию ее обработки на компьютере. К таким чертам относятся большие объемы обрабатываемых данных, многоэтапность обработки, использование нормативно-справочной информации. При этом процесс проектирования информационной системы отделен от процесса ее эксплуатации.

Все это приводит к необходимости разбивать решение задачи обработки экономической информации на операции. Часть операций носит организационный характер и выполняется вручную, другая выполняется на компьютере. Для объединения этих операций в единую последовательность от момента сбора данных до получения результата разрабатывается технологический процесс.

Несмотря на динамику технических и особенно программных средств, обозначилась явная тенденция к стабилизации основных технологических и организационных принципов и решений по обработке экономической информации и появились предпосылки для выработки рекомендаций, регламентирующих основные цели и задачи информатизационно-технологического направления в базовом образовании. Раздел "Базы данных" - это прикладной предмет, цель которого - освоение основ и возможностей современной компьютерной технологии обработки данных. Он представляет собой объединение двух функционально взаимосвязанных блоков:

  • изучение основ построения банков и баз данных;
  • освоение возможностей современной компьютерной технологии по хранению, поиску, обработке и представлению данных;
  • практическое использование конкретной СУБД, например, Microsoft Access для работы с базами данных.

Содержание обучения раздела "Базы данных" в высшей школе составляет одну из важных проблем методики обучения, так как оно призвано ответить на вопрос: чему учить? Обязательный минимум содержания образовательной программы по каждому направлению подготовки (специальности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом.

Для выявления оптимального подхода к построению методики обучения работе с базами данных нами исследовано современное состояние этого вопроса в ряде вузов и проведен анализ стандартов по специальностям: "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Менеджмент организации", "Маркетинг", "Мировая экономика". В Государственных образовательных стандартах этих специальностей определены следующие обязательные дидактические единицы дисциплин "Информатика", "Информационные системы в экономике" и "Информационные технологии управления":

  • понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;
  • технические и программные средства реализации информационных процессов, базы данных, использования систем управления базами данных (СУБД);
  • экономическая информация как часть информационного ресурса общества, информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере, технология и методы обработки экономической информации;
  • роль и место автоматизированных информационных систем в экономике, проектирование автоматизированных информационных систем, роль и место специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания, развития и эксплуатации информационной системы;
  • телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах.

Анализ стандартов, рабочих программ по дисциплинам "Базы данных и знаний" и "Информационные системы в экономике", учебной и учебно-методической литературы для высших учебных заведений показал, что при рассмотрении темы "Базы данных" авторы, как правило, сохраняют общие подходы к содержанию излагаемого материала. Тема "Базы данных" изучается на втором и третьем курсах. Специфика изучения этой темы во многих вузах (студентами экономических специальностей) заключается в том, что тема изучается в рамках нескольких взаимосвязанных дисциплин: "Базы данных и знаний", "Информационные системы в экономике" и "Коммерческие базы данных". Дисциплины изучаются последовательно и студенты должны иметь возможность при изучении каждой новой дисциплины пользоваться понятиями и методами, полученными в ходе изучения предыдущих дисциплин, и тем самым углублять свои знания, как по новой, так и по уже изученным дисциплинам.

В связи с этим, при изучении темы "Базы данных" в высшей школе, целесообразно воспользоваться общепринятой структурой содержания дисциплин "Базы данных и знаний", "Информационные системы в экономике" и "Коммерческие базы данных", обратив особое внимание на изучение следующих вопросов, касающихся темы "Базы данных":

    "Базы данных и знаний".
  • Базы данных и банки данных;
  • Предметная область;
  • Модель "Сущность - связь";
  • Модели данных. Иерархическая и сетевая модели;
  • Реляционная модель данных. Таблицы. Поля. Записи. Связи;
  • Основы работы в Microsoft Access.
    "Информационные системы в экономике".
  • Технологический процесс обработки экономической информации;
  • Основные этапы и методы проектирования экономических информационных систем;
  • Системы классификации. Основные государственные классификаторы и системы обозначений;
  • Внутри машинное информационное обеспечение. Информационные хранилища.
    "Коммерческие базы данных".
  • Тематические базы данных;
  • Базы данных с удаленным доступом.

Изучение названных вопросов позволит акцентировать внимание на фундаментальных понятиях теории и практики баз данных, расширить представление учащихся о компьютере, как мощном средстве для работы с экономической информацией.

Литература:

  1. Карташева, О. В. Информационные технологии в управлении [Текст] : учебное пособие / О.В. Карташева, Издание осуществляется при финансовой поддержке международного проекта программы "COMMERCE" программы "Tempus/Tasis". - Ярославль : МУБиНТ, 2002. - 96 с. - ISBN 5-93002-048-5.
  2. Карташева, О. В. Базы данных и знаний. MS Access [Текст] : практикум / О. В. Карташева ; Международный университет бизнеса и новых технологий . - 2-е изд., испр. и доп. - Ярославль : МУБиНТ, 2006. - 27 с. - ISBN 5-93002-096-5.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga