home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Применение электронных таблиц в профессиональной деятельности медицинской сестры

Корчак Елена Владимировна,
преподаватель информатики и ИТ (medcollege@udm.net)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ижевский медицинский колледж имени Героя Советского Союза Ф. А. Пушиной Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" г. Ижевск, Удмуртская Республика.

Аннотация

В этой статье приведен опыт организации практического занятия по информатике по формированию знаний и умений при работе в табличном процессоре MS Excel для студентов средних медицинских учебных заведений, на примерах и заданиях, содержащих профессиональную компоненту. Применение электронных таблиц в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Широкое внедрение в профессиональную деятельность компьютерных технологий в значительной степени позволяет организовывать труд, освобождая от рутинной работы по подготовке учетно-отчетной документации. Современные государственные образовательные стандарты (ГОСы) требуют от специалиста не только профессиональных знаний, но и знаний технологий, позволяющих оптимизировать свою деятельность.

Цель данной публикации заключается в том, чтобы показать опыт организации практического занятия по формированию знаний и умений работы на персональном компьютере при выполнении профессиональных задач. Основой для реализации требований ГОСов являются базовые знания и умения по работе с электронными таблицами, сформированные у студентов при прохождении занятий по информатике в школе.

Предлагаемое практическое занятие проводится со студентами первого курса на базе среднего (полного) общего образования. Как показал опыт работы, наибольший интерес оно вызывает у студентов углубленного уровня обучения - это специалисты сестринского дела с опытом работы 3 и более лет, которые реально испытывают потребность в этих знаниях и осознанно подходят к необходимости использования персонального компьютера в своей работе.

Тема: Электронные таблицы MS Excel: ввод данных, расчетные операции, построение графиков и диаграмм.

Вид занятия: Практическое занятие с объяснением нового материала и выполнением практических заданий на компьютере.

Цель занятия: познакомить студентов с возможностями электронных таблиц (ЭТ) применительно к будущей профессиональной деятельности.

Задачи занятия:

Учебные:

  • проконтролировать знания и умения студентов по основным принципам работы в ЭТ;
  • расширить, углубить и закрепить знания и умения студентов по выполнению расчетных операций с использованием ЭТ;
  • сформировать умения по вводу данных, проведению расчетных операций, построению графиков и диаграмм на основе исходных показателей с профессиональной компонентой.

Развивающие:
  • побудить студентов к восприятию нового материала с целью дальнейшего использования полученных знаний в профессиональной деятельности;
  • сформировать стремление к постоянному пополнению, углублению и повышению знаний;
  • развить умения мыслить, анализировать и делать выводы;
Воспитательные:
  • продолжить формирование информационной культуры, компьютерной грамотности;
  • способствовать повышению культуры труда с помощью персонального компьютера;
  • формировать научное мировоззрение путем демонстрации возможности компьютеров, в частности электронных таблиц, для решения профессиональных задач.
Методические:
  • продемонстрировать применение персонального компьютера при решении профессиональных задач;
  • продолжить формирование методических материалов по учебной дисциплине.

В ходе урока хотелось бы боле подробно представить основную его часть (самостоятельную работу студентов).

Самостоятельная работа студентов с использованием учебного пособия.

Задание 1.

  1. Представить исходные данные в виде графика или диаграммы.
  2. Сохранить в своей папке под соответствующим именем.
Вариант 1.

Основные причины, препятствующие призыву юношей на военную службу (в процентах).

ПричинаДоля
хронические соматические болезни 29,6
последствия травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата 21,5
психические расстройства (умственная отсталость, психопатия) 33,0
Вариант 2.

Состояние здоровья школьников (в процентах к числу осмотренных)

СостояниеДоля
дети, с хроническими болезнями40
дети, с морфофункциональными отклонениями50
здоровые дети10
Вариант 3.

Дефицит массы тела у детей дошкольного возраста (в процентах к числу опрошенных)

ГодДоля
1975 год6,9
1985 год8,8
1995 год12,4
Вариант 4.

Распределение студентов по количеству квадратных метров жилой площади на одного члена семьи.

Жилая площадь (кв. м.)ЗдоровыеБольные
до 30,011,0
от 4 до 69,710,4
от 7 до 920,234,3
от 10 до 1531,832,8
более 1527,320,9
Вариант 5.

Распределение потока пострадавших по времени с момента получения травмы.

Время обращения после травмыДоля
до 6 часов44,4
от 6 до 12 часов8,3
от 12 до 24 часов23,7
более 24 часов23,6
Вариант 6.

Источники эмоциональной поддержки пациентов отделения неврозов.

ПричинаДоля
Врач36,3
Больные палаты и отделения27,3
Медицинская сестра17,7
От "себя самого"8,6
Посетители и родственники7,7
Вариант 7.

Социальный статус СПИДа в Удмуртской Республике (2004 г.).

КатегорияКол-во
Безработных838
Рабочих177
Служащих26
Учащихся школ и училищ72
Студентов15
Вариант 8.

Количество ВИЧ инфицированных в г. Ижевске по районам (2001 г.).

РайонКол-во
Октябрьский95
Первомайский93
Устиновский248
Индустриальный117
Ленинский138

Задание 2.

Ввести табличные данные.

  1. Подсчитать итоговые значения абсолютных величин.
  2. Выразить абсолютные значения в процентах к итогу.
  3. Проверить полученный результат.
  4. Построить столбиковую диаграмму для абсолютных значений.

Вариант 1.

Сезонность получения травм в 2004 году

СезонВсего травм получено% к итогу
Весна1 
Лето7 
Осень7 
Зима3 
Итого:  
Вариант 2.

Острота зрения до и после лечения в контрольной группе

Острота зрениядо лечения абсолютное числодо лечения в % к итогупосле лечения абсолютное числопосле лечения в % к итогу
0,05-0,110 7 
0,2-0,325 17 
0,4-0,741 45 
0,8 и выше1 8 
Итого    
Вариант 3.

Пути рождения ребенка

Пути рожденияГруппа наблюдения, абсолютное числоГруппа наблюдения, % к итогуГруппа сравнения, абсолютное числоГруппа сравнения, % к итогу
Самостоятельно39 47 
Кесарево11 3 
Итого    
Вариант 4.

Причины появления избыточного веса.

ПричиныМужчины абсолютное числоМужчины в % к итогуЖенщины абсолютное числоЖенщины в % к итогуВсего абсолютное числоВсего в % к итогу
Малоподвижный образ жизни16 17 33 
Неправильное и нерегулярное питание21 30 51 
Наследственность8 8 16 
Итого:      
Вариант 5.

Количество травм.

Стаж работыЧисло пострадавших
Мужчины абсолютное числоМужчины в % к итогуЖенщины абсолютное числоЖенщины в % к итогу
До 1 года1,0 1,0 
От 2до 33,0 0,0 
От 4 до 107,0 0,0 
От 11 до 152,0 0,0 
От 16 до 202,0 0,0 
От 21 до 251,0 0,0 
От 26 до 301,0 0,0 
От 310,0 0,0 
Итого:    
Вариант 6

Распределение респондентов по уровню образования родителей

ОбразованиеЖенщин, абсол. числоЖенщины, % к числу опрошен.Мужчины, абсл. число.Мужчины, % к числу опрошен.
неполное среднее12 9 
среднее22 22 
среднее специальное36 41 
высшее30 22 
Итого    
Вариант 7.

Распределение респондентов по семейному положению.

семейное положениеабсол. число% к числу опрошенных.
полная семья (живут в браке)62 
живут без брака32 
одинокая6 
Итого  
Вариант 8.

Состояние питания респондентов

Состояние питанияГруппа наблюдения, абсолютное числоГруппа наблюдения, % к итогуГруппа сравнения, абсолютное числоГруппа сравнения, % к итогу
Соответствует возрасту40 49 
Избыток массы4 1 
Дефицит массы6 0 
Итого    

Подведение итогов.

Таким образом, представленная технология практического занятия позволяет реализовать требования ГОСов по подготовке специалиста, а формирование умений по вводу данных, проведению расчетных операций, построению графиков и диаграмм на основе исходных данных с профессиональной компонентой дают возможность приблизить самостоятельную работу на занятии к реально существующей в практическом здравоохранении деятельности.


*Данные взяты из дипломных работ студентов отделения "Сестринское дело" повышенного уровня образования.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga