home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Создание единой информационно-коммуникационной среды ГОУ СПО Боровичского педагогического колледжа

Коваленко Нина Петровна,
к.п.н., преподаватель информатики, высшая квалификационная категория (bpkol@novgorod.net)
ГОУ СПО Боровичский педагогический колледж, Новгородская область

Основной целью деятельности коллектива преподавателей государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Боровичского педагогического колледжа (ГОУ СПО БПК) является подготовка всесторонне развитой личности и квалифицированного специалиста, конкурентноспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В настоящее время модернизация образования в ГОУ БПК приобретает качественно новый уровень:

  • решается задача массового использования компьютерных технологий в профессиональном образовании;
  • рассматривается проблема создания единой информационно-коммуникационной среды.

В процессе решения указанной проблемы мы определили содержание понятий:

  • информатизация образования;
  • информационно-коммуникационная среда;
  • информационно-коммуникационная предметная среда;
  • информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса колледжа;
  • информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН);
  • информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса;
  • ИКТ-компетенция преподавателя.

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Таким образом, ИКТ обучения - это:

  • синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники;
  • научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности;
  • постоянное обновление материально-технической базы образовательных учреждений.

Процесс "Информатизация образования" инициирует следующие процессы:

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности;
  • совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
  • создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. [4, c. 182-183; 7, c. 25].

Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом, с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационно-коммуникационная среда включает:

  • множество информационных объектов и связей между ними;
  • средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации;
  • организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. [7, c. 26-27].

Информационно-коммуникационная предметная среда - это:

  • совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием;
  • совокупность условий обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ;
  • информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью;
  • интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).

Информационно-коммуникационная предметная среда включает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной (определенных) предметной области (предметных областях).

Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами:

  • осуществлением информационного взаимодействия пользователя (пользователей) как между собой (в рамках образовательных взаимодействий), так и с экранными представлениями изучаемых объектов, влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования распределенного информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области;
  • возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области [4, c. 183-184; 7, c. 26].

Информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса колледжа - обеспечение образовательного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в учебно-воспитательном процессе нашего учебного заведения [7, c. 27].

Информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН) в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий - это:

  • деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу информации, осуществляемую субъектами образовательного процесса (обучающийся, обучаемый), средство обучения, функционирующее на базе ИКТ и обеспечивающая психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на развитие креативного (творческого) потенциала индивида;
  • формирование системы знаний определенной предметной области;
  • формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности, в том числе по изучению закономерностей предметной области [7, c. 27].

Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками колледжа - это информационная деятельность между организаторами учебно-воспитательного процесса (директор, заместители директора по научно-методической, учебной, учебно-производственной и воспитательной работе, преподаватели, заведующая библиотекой, практический психолог) и другими сотрудниками колледжа.

При информационном взаимодействии между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками учебного заведения осуществляется сбор, обработка, хранение, передача, создание информационно-методических материалов различного вида.

Результатами информационного взаимодействия могут служить определенные выводы о развитии образовательного процесса в целом, конкретные выводы о продвижении в учении отдельного ученика, решения о дальнейшем развитии учебного заведения и пр. Функционирование информационных потоков осуществляется как в процессе профессиональной деятельности преподавателей колледжа, так и при их общении со студентами и их родителями [7, c. 27].

Вышесказанное мы представили в виде схемы: "Создание единой информационно-коммуникативной среды ГОУ СПО Боровичского педагогического колледжа".

Литература:

  1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 576 с.
  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999. - 191 с., ил. - (Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения).
  3. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. И.В. Роберт. // Информатика и образование, NN 4,5,7, 2000 г., 1, 2001.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.
  5. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - 2003. - № 1. - С. 2-9.
  6. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. - 2003. - № 2. - С. 8-14.
  7. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. - 2004. - № 5. - С. 22-29.
  8. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. - 2004. - № 6. С. 63-70.
  9. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. - М.: "Образование и Информатика", 2004.
  10. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005.
  11. Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства //Ученые записки ИИО РАО. - 2002. - Вып. 6. - С. 5.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga