home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Формирование ИТК-компетентности студентов ВУЗа

Мальгина Нина Геннадьевна,
старший преподаватель (n4n4@mail.ru)
Омский государственный педагогический университет

Аннотация

По нашему мнению, сформированность познавательных навыков, необходимых для формирования ИКТ-компетентности, зависит от сформированности у студентов адаптационного потенциала к использованию информационных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности.

По определению ИКТ-компетентность - это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности; при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Информационная и коммуникационная компетентность - это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска, организации, обработки, оценки, а также ее продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях [1].

В свою очередь ИКТ-грамотность определяется как использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Т.е. понятие "ИКТ-компетентность" шире понятие "ИКТ-грамотность", включает его, опирается на него. ИКТ-грамотность показывает степень того, как и насколько студенты умеют использовать различные информационные и коммуникационные технологии, а ИКТ-компетентность еще и покажет степень того, как студенты умеют обучиться новым технологиям для выполнения тех или иных операций поиска, организации, обработки и анализа информации, соблюдая при этом определенные этические нормы.

Никто сегодня не будет спорить, что компьютерная грамотность представляет собой важнейший элемент образования [2]. Попробуем выявить те обстоятельства, которые тем или иным образом влияют на формирование ИКТ-компетентности. Прежде всего, отметим, какие при этом возникают технологические сложности.

В современном информационном обществе использование информационных технологий играет основополагающую роль при решении разнообразных профессиональных и учебных задач. По данным аналитического исследования агентства IDC "Растущая цифровая среда: прогноз всемирного роста объемов информации до 2010 г." совокупный объем цифровой информации в мире в 2006 г. составил 161 млн. Гб, что почти в 3 млн. раз превышает объем информации, содержащейся во всех когда-либо написанных книгах [3]. Соответственно, все более и более расширяется круг предметных областей, в которых используются разнообразные информационные технологии. По данным того же источника, с 2006 по 2010 гг. объем информации увеличится в 6 раз и составит 988 экзабайт при общем ежегодном росте 57%. Таким образом, поскольку сегодня нарастает проблема переизбытка информации, которую практически невозможно всю обработать, и из которой не всегда просто выявить достоверную информацию, становится существенным, насколько студент способен успешно ориентироваться в цифровых пространствах [4].

Наблюдается непрерывное развитие и совершенствование информационных технологий, и периодическое появление новых, неизвестных ранее, информационных технологий. Появляются новые операционные системы, новые СУБД, новые сетевые технологии, новое оборудование. Новое компьютерное оборудование - это не только лишь цифровые технологии, это еще и биокомпьютеры, нейрокомпьютеры, нейронные сети и т.д. Зачастую работодатели ожидают от молодых специалистов наличия навыков владения какими-то определенными специализированными информационными технологиями. Но даже сам факт существования многообразия различных платформ и принципов технической реализации компьютерных технологий говорит о том, что невозможно гарантированно заявить, что выпускник ВУЗа компетентен к использованию каких-то конкретных моделей компьютеров и каких-то определенных программ. Причем, надо заметить, что на рабочих местах могут быть использованы как самые современные технологии, так и устаревшие, и даже те и другие одновременно.

По нашему мнению, сформированность познавательных навыков, необходимых для формирования ИКТ-компетентности, зависит от сформированности у студентов адаптационного потенциала к использованию информационных технологий в дальнейшей профессиональной деятельности. Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям [5] или приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки [6]. В свою очередь адаптационный потенциал - степень открытых возможностей индивида включаться в новые меняющиеся условия среды. Под адаптацией выпускников ВУЗа на этапе перехода от высшего профессионального образования к профессиональной деятельности понимается индивидуальный, непрерывный процесс без болезненного вхождения в профессиональную деятельность, выработку новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей и личную самореализацию [7]. Следовательно, только при наличии определенного уровня адаптационного потенциала выпускник ВУЗа будет компетентен в области применения и использования ИКТ.

На сформированность познавательных навыков оказывают влияние следующие объективные и субъективные обстоятельства. К объективным обстоятельствам мы отнесем следующие. Если посмотреть внимательно, как происходит процесс совершенствования программного обеспечения, то можно заметить, что стремление создателей программного обеспечения упростить пользовательский интерфейс программ не всегда ведет к желаемому результату. Зачастую это связано с включением новых, неиспользуемых ранее, элементов интерактивного интерфейса, либо к добавлению новых элементов интерфейса. При этом наращивается функциональность программ и растет общее количество программ. В результате этого в целом процесс приобретения новых знаний не упрощается, а усложняется.

К субъективным обстоятельствам мы отнесем совокупность методических приемов обучения ИКТ в ВУЗе. При сложившейся практике преподавания ИКТ мы не всегда уделяем должное внимание тому, чтобы выбранная стратегия обучения ИКТ повлияла положительным образом на формирование у студента такого адаптационного потенциала, чтобы он мог не только показать компетентность в использовании изучаемых по учебной программе технологий, но и в режиме самообучения освоить новые технологии.

Преподаватель Вуза может повлиять на формирование ИКТ-компетентности, если сможет повлиять на формирование технологических навыков и научит студентов самостоятельно приобретать новые знания. Студенты должны научиться использовать электронные пособия и сетевые технологии для следующих целей: изучения информации, являющейся теоретической базой для освоения новой технологией; использования электронного практического руководства для самостоятельного формирования у них навыка использования новой технологии и для такого поиска информации, который бы позволил им в самостоятельном режиме усвоить основные ключевые идеи новых технологий, основные принципы их использования для выполнения тех или иных операций, связанных с информационными процессами.

Лучший способ вовлечения студентов в самостоятельную исследовательскую работу - это включение их в проектную деятельность (подготовка курсового проекта, дипломного проекта или обычного небольшого учебного проекта в рамках практикума по ИКТ). Например, в курсе "Информатика и математика", изучаемом студентами, которые обучаются по специальности "музыкально-компьютерные технологии", часть вопросов образовательного стандарта, касающихся изучения информационных технологий, используемых в профессиональной сфере, нами была вынесена для самостоятельного изучения студентами в рамках подготавливаемого ими проекта "Музыкальные компьютерные технологии". Студентам самостоятельно предлагается выбрать для изучения группу программ или одну программу, относящуюся к определенному классу в системе классификации программ, имеющих отношение к музыкально-компьютерным технологиям. Студентам предлагается выполнять поэтапное изучение программ, ведя при этом сопроводительную документацию. В результате освоения музыкальных технологий студенты должны подготовить отчет, в который включается не только общее описание изучаемого программного средства, но и подготовленные ими демонстрационные примеры применения этой технологии. Нами ожидается, что участие студентов в данном проекте в значительной степени повлияет на формирование у них высокого уровня ИКТ-компетентности.

Литература:

  1. ИКТ-компетентность /Copyright ї 2006, ЦРО АНХ при Правительстве РФ. http://ictest.ru/
  2. Компетентность учителей / Пресс-служба МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" http://www.ifap.ru/pr/2007/070219a.htm
  3. Российское информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг" http://www.rbc.ru
  4. ИКТ-грамотность / Учительская газета http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=2244
  5. Словарь понятий http://www.adnow.ru/dal192-179.html
  6. А.В.Морозов. Деловая психология. Курс лекций. Краткий словарь психологических терминов http://mx4.ru/morozov_psychology/38/
  7. Аксарина И.Ю. Педагогические условия адаптации выпускников школ на этапе перехода от общего к высшему профессиональному образованию. Автореферат / диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва - 2006
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga