home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Реализация базового курса информатики в системе непрерывного образования "школа-вуз-дополнительное образование"

Матчин Василий Тимофеевич,
старший преподаватель кафедры Технических и информационных средств систем управления (ТИССУ) (matchin@mirea.ru)
Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)

Дементьев Иван Олегович,
педагог лицея №1525 «Воробьевы горы» (dementiev@mirea.ru);

Ильин Иван Владимирович,
педагог дополнительного образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (ilyin@mirea.ru)

Государственное образовательное учреждение Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет); Московский городской дворец детского (юношеского) творчества

Участие в реализации основных ступеней модели непрерывного образования «школа-вуз» побудило авторов к достаточно углубленному исследованию и регулированию качественных показателей учебно-творческого процесса на каждой из ступеней, направленных, прежде всего, на обеспечение преемственности и соблюдение требований действующих стандартов по отношению к каждой из ступеней и к модели в целом. Только такой целостный подход к проблеме выстраивания сквозного обучения по весьма значимому в век информационного общества курсу, как информатика, может обеспечить необходимую и упреждающую базовую подготовку учащейся молодежи к многоплановому изучению и эффективному использованию современных информационных технологий в труде и быту.

Прежде всего возникает и в соответствующих заявительных публикациях авторов в ОФАП описывается эмерджентная, эргодичная и аддитивная модель трехуровневого системного построения курса информатики по вертикали "школа-дополнительное образование-вуз", базирующаяся на сопряжении действующих для соответствующих ступеней образовательных стандартов. Согласно парадигме авторов это сопряжение опирается на единое для всех ступеней онтологическое соглашение и на единую методологию восходящей по спирали креативности учебно-творческого процесса, основой которого является сквозное (курсовое) проектирование в сочетании с функционалами НИРС, НТТМ, ЮНТО. При ограничениях, накладываемых обязательностью признака аддитивности модели, возможная и неизбежная ее диссипатиность, вызванная эволюционной компонентой развития каждой из ступеней компромиссно учитывается в обслуживающем модель математическом аппарате семантико энтропийного регулирования информационного морфизма онтологий ступеней путем подменны обощенной энтропийной оценки морфизма оценкой диссипативного типа, то есть эпсилон энтропии в ее европейском толковании (не американском - в основном относящимся к сетевым регулированиям).

Опираясь на эти гипотетические подходы можно выдвинуть следующие тезисы по вопросам достаточности обеспечения стандартами перечисленных выше ступеней.

Школьная базовая ступень.

Принят и, как правило, реализуется в благополучных школьных учебных заведениях базовый стандарт основного общего образования по информатике и информационно-телекоммуникационным технологиям.

Стандарт предоставляет обширную, многоплановую палитру изучения всевозможных сторон, граней и нюансов довольно сложного курса школьной информатики. Наряду с достаточно глубоко отраженными в нем вопросами основ теории, например, классических работ Шеннона, основ кодообразования и т.п., в нем явно преобладают прикладная пользовательская часть (прикладная информатика) и основы программирования в приложении к относительно несложным популярным языкам, например, Бейсик. Такая гибридизация, к сожалению, является вынужденной, поскольку в преддверии к информатике в школьном образовании вводный начальный курс не предусмотрен, а само программирование, как самостоятельная дисциплина от информатики не отделено. К тому же несмотря на всю явную перегруженность дисциплины в явном виде курсовая работа или иная эквивалентная форма креативной реализации стандартом не оговорена. Правда, следует заметить, что многие школы, в том числе лицей «Воробьевы горы», так или иначе ставят на поток написание учащимися творческих работ курсового типа, проводят олимпиады, конкурсы, конференции и семинары. Следует отметить также, что стандарт на практике сопровождается достаточно сложившимися четырьмя модификациями – адаптами:

  • углубленная специализированная версия для учащихся физико-математических школ;
  • углубленная версия для учащихся специализаций информационной направленности;
  • специализированная версия, адаптированная для учащихся гуманитарного профиля;
  • специализированная адаптированная по медицинским показаниям версия для учащихся с ослабленным физическим здоровьем, в том числе для детей-инвалидов (спастиков и др.).

Авторам не известны версии, профилирующие базовое обучение информатики для различных направлений профессиональной подготовки в ПТУ – есть надежда, что этот исключительно важный вопрос имеет благополучное разрешение.

Вузовская базовая ступень (на примере специальности «Информационные системы и технологии»).

В отличие от средней общеобразовательной школы в высшей школе требования к минимуму содержания курса «информатика» описываются отдельно и несколько по-разному для каждой из многих специальностей и каждого из многих направлений подготовки бакалавров, поскольку каждая специальность или каждое направление регламентируются своим ВШ РФ образовательным стандартом.

Даже по продвинутой в части информатики специальности «Информационные системы и технологии» (в отличие от развернутого стандарта по школьной базовой подготовке), относящаяся к постановке информатики запись, довольно скупа, а именно: понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум (в объеме 272 часов равномерно распределенных между практической и теоретической частью).

Зато в учебных планах вуза и рабочих программах по дисциплине в приложение к стандарту заявляется курсовая работа, предшествующая итоговому экзамену по курсу. Курсовая работа двухсеместровой дисциплины первокурсников поддерживается методическими указаниями по ее реализации, а дисциплина в целом сопровождается учебно-методическим комплексом (УМК). Рабочая программа и УМК существенно развивают вектор стандарта, учитывая уровень и коэффициент затухания остаточных знаний по прикладной информатике и основам программирования, сформировавшиеся у студента – вчерашнего школьника.

В нормальной постановке курсовая работа имеет выраженные креативные признаки, то есть постановка задач увязывается с системным анализом и гипотезацией идей и подходов самим проектантом – учащимся. Такой путь значительно продуктивней, чем подмена курсовой работы креативного уровня многозадачными инвариантными наполнениями курсового задания.

В практике авторов в преподавании информатики для студентов сложились три уровня сложности и меры креативности, полностью опирающиеся на требования действующего образовательного стандарта по специальности и критерии оптимизации уровня знаний (по модели Раша).

Первый основной базовый уровень – обязательный для всех студентов первого курса – основы информатики в ее наукоемком фундаментальном понимании. Эти основы закладываются еще в первом семестре двухсеместровго курса. Основным учебным пособием является весьма удачно сделанный электронный Интернет – продукт объемом в 163 HTML страницы («Краткий курс информатики» - http://cnit.art3d.ru). Развивают этот конспект лекций переложенные в электронный вид (700с.) четырехтомные труды энциклопедитста – классика информатики Манфрэда Броя и некотороые к нему обновления.

Второй развивающий базовый уровень – представляет собой специализацию по одному из направлений более детального изучения информатики на выбор учащегося в зависимости от жанровых особенностей затеваемого им курсового проектирования, а именно:

  • информациология(инфодинамика);
  • аддитивная информатика;
  • синергетическая информатика;
  • математическая информатика;
  • различные версии прикладной информатики (например, макромедиа информатика).

Этот уровень по каждому из направлений снабжен специализированными учебниками и пособиями, входящими в электронные библиотеки объединенного информационного минипотрала кафедры вуза и школьного обучения в МГД Д(Ю)Т. (Обустройство минипортала позволяет туннелировать виртуальные электронные библиотеки всем персоналиям учебно-творческого процесса модели "школа-вуз-дополнительное образование").

Третий уровень поддержки курсового проектирования, НИРС, дальнейшего углубления изучения информатики для студентов групп так называемого «элитного образования» также сопровождается соответствующими информационными контейнерами и адресацией Интернета в информационном минипортале.

Ступень (подсистема) дополнительного образования в модели «школа-вуз».

Подсистема не поддерживается каким-либо образовательным стандартом, регламентирующим предметную область дисциплины «информатика» (впрочем, как и многих остальных дисциплин дополнительного образования). Вместе с тем постановка и интенсивное развитие этой дисциплины в системе дополнительного образования студентов и школьников чрезвычайно важны и эффективны для модели «школа-вуз». Это объясняется преобладанием инновационной и креативной компонент в сущности самого дополнительного образования, в том числе в сфере информатики и НИТ. Множественность образовательных траекторий, высокая степень персонификации обучения, многомодульность информационного наполнения в многолетней практике авторов привели эту часть модели к следующему трехуровневому виду:

  • Начальный курс развивающей информатики реализуется в секторе Информатики и ВТ МГДД(Ю)Т в специализированных компьютерно-сетевых классах комплексного технологического обеспечения корпорации Intel.
  • Углубленный со специализацией поднаправлений и развитой креативной составляющей курс информатики реализуется сектором НИТ МГДД(Ю)Т в формате мультитематической дисциплины дополнительного образования "Информсреда" в специализированных компьютерно-сетевых классах комплексного технологического обеспечения Национальной компьютерной корпорации (НКК).
  • Профилированный курс начального профессионального образования по сертифицированным программам корпорации Cisco реализуется Локальной академией Cisco в МГДД(Ю)Т и МИРЭА.

Проведенные исследования, опирающиеся на измерения по методу Раша уровня знаний и креативных критериальных показателей образовательных процессов и траекторий показали, что совместная комплексная реализация трехуровневой модели "школа-вуз-дополнительное образование" в области преподавания информатики обеспечивает с большим отрывом набор преимуществ перед разрозненным обучением информатики на различных ступенях образования.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga