home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

К вопросу об организации дистанционного обучения в высшем учебном заведении

Мункуева Аюна Баировна, к.п.н., доцент (M_Ajuna@bsu.ru);
Рулиене Любовь Нимажаповна (ruliene@bsu.ru)
ГУО ВПО «Бурятский государственный университет», г. Улан-Удэ

Аннотация

Экспорт инновационного дистанционного образования как долгосрочной политической программы открывает российским вузам новые грани для экономического роста и инвестиционных вливаний. Бурятия же в этом смысле является «белым» пятном. В данной статье освещается опыт внедрения реализации образовательной программы с использованием дистанционных технологий на юридическом факультете Бурятского государственного университета, перспективы и проблемы.

 

Используй свои таланты справедливо, и они возрастут; упражняйся в том, что ты уже познал, и ты достигнешь высшего знания. ( Эдвин Арнольд)

Современные тенденции развития единого информационного образовательного пространства, где поколения идей и высоких технологий сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей, закладывают реальный фундамент для создания глобальных ресурсов дистанционного обучения. Новым поколениям открывается возможность свободного распространения знаний и информации. Сложившиеся условия разрушают рамки традиционного образовательного процесса, диктуя неизбежность непрерывного образования – образования на протяжении всей жизни. Решением данной проблемы может стать дистанционное обучение как принципиально новый взгляд на сущность непрерывного образования, которое предоставляет новые возможности: углубленное изучение определенных предметов; достаточно быструю профессиональную переориентацию и перепрофилирование; повышение квалификации; высшее и следующее высшее образование и др.

В Бурятском государственном университете работа по внедрению дистанционного обучения начата в 2003 году (с принятия «Концепции создания и развития дистанционного обучения в БГУ на период с 2003-2005 гг.»). 15 октября 2003 года ректор университета подписал приказ №133 «О создании системы дистанционного обучения». Этим приказом на базе Интернет-центра была создана лаборатория дистанционного обучения, которая ныне является структурным подразделением Центра информационных технологий. Сотрудниками лаборатории ДО создано более 130 сетевых курсов, из них 15 курсов внедрено в учебный процесс. В апреле 2007 года по решению ученого совета на юридическом факультете Бурятского госуниверситета началась работа по внедрению заочно-дистанционной формы обучения. В сложившихся условиях, когда на рынке труда Бурятии и близлежащих регионов, в целом по России предъявляются принципиально новые требования к компетенции специалистов, дистанционное обучение в информационной образовательной среде открывает новые перспективы профессионального роста.

Учебный год по заочно-дистанционной форме обучения на юридическом факультете начнется с 1 ноября 2007 года. Этому предшествовала большая работа сотрудников ЦИТ по сбору и анализу информации. Был проведен подробный SWOT-анализ на основе нормативно-правовых актов федерального, регионального уровня и мировых тенденций развития ДО, определены проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в БГУ. В частности, на основе мониторинга имеющихся информационных ресурсов учебно-справочного назначения российского рынка IT-услуг в Бурятском государственном университете для предоставления доступа по компьютерным телекоммуникациям учебному процессу в среде Интернет была выбрана система дистанционного обучения «Hecadem-3». Также был обоснован срок дистанционного обучения на ЮФ БГУ (3 года). На основе изучения потребностей в юристах на рынке труда Бурятии и близлежащих регионов было принято решение организовать набор на базе неполного высшего и высшего образования, что дает возможность студентам старших курсов университета получить второе высшее образование.

Необходимо отметить, что кадровое обеспечение дистанционного обучения на факультете осуществляется путем делегирования обязанностей и без серьезных структурных изменений. Это стало возможным в результате правильного перераспределение ролей, а не должностей, поскольку чаще всего в высших учебных заведениях при внедрении новшеств под них перекраивается организационная структура, появляются новые лаборатории, отделы и т.д. Был сформирован временный творческий коллектив по внедрению ДО в количестве 7 человек.

Для организации и управления процессом внедрения дистанционного обучения на юридическом факультете Бурятского госуниверситета был разработан план мероприятий, включающий: «Положение о дистанционном обучении в университете»; «Учебный план» по заочно-дистанционной форме обучения; определение общего и индивидуального сроков обучения; «Требования к информационным ресурсам учебного назначения для дистанционного обучения»; организацию обучающего семинара по созданию сетевых курсов; внедрение сетевых авторских курсов в автоматизированную систему «Hecadem-3»; апробацию пилотных версий и издание печатных и CD-версий; расширение материально-технической базы факультета, ее телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение свободного доступа студентов и преподавателей в Интернет для реализации дистанционного обучения; изучение потребностей рынка труда Бурятии и близлежащих регионов в подготовке юристов; определение платы за обучение согласно калькуляции планово-финансового отдела в установленном порядке; обеспечение рекламной акции по набору на дистанционное обучение; обеспечить информационной поддержки обучения с web-сайта (www.do.bsu.ru) и многое др.

Согласно учебному плану были определены предметы для первого года обучения и авторский коллектив преподавателей – тьюторов. Под руководством координатора курсов начата работа по внедрению в автоматизированную систему «Несаdem» отобранного учебного материала.

Обучающие дистанционные системы предполагают чрезвычайно большой объем информации и качественно иной процесс обеспечения интерактивного восприятия взаимодействия участников образования. В частности существует проблема информационного стресса как разновидности эмоционального стресса, развивающегося при длительном воздействии информационной нагрузки, превышающей допустимый для данного человека предел. Факторы развития информационного стресса:

  1. большой объем новых терминов, содержащихся в материале, особенно если термины иноязычного происхождения и не имеют устоявшихся эквивалентов;
  2. плохая структурированность данных предметной области;
  3. огромное количество перекрестных ссылок и указателей на дополнительные источники информации;
  4. наличие световых, звуковых и других сигналов, не относящихся к изучаемому в данный момент материалу;
  5. некомфортные санитарно-гигиенические условия (плохое освещение, плохое качество монитора, акустический шум).

Возможно, новые разработки в области передачи гиперинфопотоков или иные дадут мощный толчок в развитии видеотехнологий, которые смогут передать психоэмоциональное состояние и помогут разрешить данную проблему. Но главным здесь является правильная подготовка электронных учебных пособий и хорошая организация занятий в системе дистанционного обучения, которая способствует не только облегчению восприятия материала, но и повышению качества обучения.

Специфики педагогической деятельности по «классической» форме обучения в высшей школе такова, что для эффективной педагогической деятельности преподаватель должен владеть высоким знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психолого-педагогическим основами обучения, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. В отличие от «классической» системы образования характерной особенностью дистанционной является то, что она выступает, с одной стороны, в качестве пользователя, а с другой – создателя. На сегодня анализ педагогической деятельности с применением дистанционных технологий, предопределяет необходимость более высокой IT-культуры преподавателя – тьютора, его систематическое повышение квалификации в области инфо-коммуникационных технологий, знание интерактивных форм обучения (методики проведения форума, Интернет видео- или аудио-конференций, чатов, дистанционных групповых и общих семинаров), методики организации групповых проектов и индивидуальных заданий. Внедрение дистанционных педагогических технологий требует овладения методами педагогической диагностики (самодиагностики и диагностики обучающихся), предусматривающей знание основ тестологии и мониторинга. Специфика дистанционного обучения такова, что преподаватель – тьютор общается с виртуальным студентом, которому требуется информационная поддержка посредством электронной почты, ICQ или других интерактивных консультационных средств.

Что касается качества контроля, в системе дистанционного обучения «Несаdem-3» имеются 4 автономные подсистемы: «Деканат», «Конструктор курсов», «Тьютор», «Студент». С помощью авторизованного доступа к специальной базе данных регистрируются не только данные об обучающемся, но и время, в течение которого он работал, исследуемая тема, а продолжить ознакомление с темой студент может с того места, на котором закончил ее изучение. Имеется возможность установить время, ограничивающее выполнение тестовых заданий, лабораторных работ и т.д. Программа «Hecadem-3» позволяет сохранить результаты контроля и занести их в электронный журнал успеваемости, что значительно повышает мотивацию. В системе предусмотрен более тщательный мониторинг усвоения знаний, возможность выработки продуманной стратегии организации контроля и оценки качества обучения с помощью цифровых ресурсов.

Из изложенного становится очевидным, что внедрение дистанционного обучения - процесс сложный, многогранный, многополярный, затрагивает интересы сотрудников разного уровня и служб в высшем учебном заведении, где многие проблемы лежат в области человеческой психологии, и требует приспособления к новым процессам. Внедрение дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров, дает возможность непрерывного образования.

Литература:

  1. Концепция создания и развития системы дистанционного обучения в Бурятском государственном университете в период с 2003 по 2006 гг. http://do.bsu.ru/index.php
  2. «О создании системы дистанционного обучения»/Приказ ректора БГУ № 133 от 15.10.2003 г. http://do.bsu.ru/
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga