home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Трансформация социальных функций образования в системе открытого образования

Онокой Людмила Сергеевна,
д.с.н., декан факультета информационных технологий (dvl-studio@narod.ru)
Российский государственный социальный университет

Сегодня в России происходит становление российской системы открытого образования, создаваемой с использованием современных информационных и коммуникационных ресурсов на основе дистанционных технологий обучения. Известно, что высокотехнологичная система открытого образования, информационная образовательная среда которой сформирована на базе Интернет ресурсов, открыта как всему мировому сообществу, так и каждому человеку.

Актуальность формирования российской системы открытого образования обусловлена рядом специфических для России объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, которые определяются социальными приоритетами в сфере образования достаточно многочисленной социальной группы, относятся:

  • стремление получить образование в удаленных престижных учебных заведениях;
  • желание минимизировать материальные затраты на обучение;
  • невозможность в силу социально-экономических причин оставить работу, семью на время учебы;
  • ориентация на высокое качество образовательного процесса;
  • стремление использовать новейшие средства информатизации и телекоммуникации в учебном процессе.

К объективным факторам относятся:

  • большая территория государства, на которой неравномерно располагаются учебные заведения;
  • удаленность учебного заведения от места жительства обучающегося;
  • невысокий уровень жизни большой части населения страны;
  • неустойчивое социально-экономическое положение;
  • наличие технологической и технической возможности реализации дистанционного обучения.

Таким образом, российская система открытого дистанционного обучения призвана решить следующие социально-значимые задачи:

  • удовлетворение спроса населения на образовательные услуги, не обеспеченные традиционными системами обучения;
  • предоставление возможности получения образования по месту жительства широким слоям населения, совмещения работы и учебы;
  • минимизация затрат учащихся – на образование, учебных заведений – на организацию образовательного процесса;
  • создание условий для перехода, по желанию обучаемого, с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в том числе и зарубежных;
  • расширение круга потребителей образовательных услуг, в том числе в труднодоступных, малонаселенных регионах, в районах, удаленных от научных и культурных центров страны;
  • повышение качества обучения слушателей и студентов независимо от их местонахождения;
  • возникновение дополнительных рабочих мест для персонала, разработчиков и производителей технических средств системы открытого образования;
  • решение проблемы занятости и повышения уровня подготовки специалистов за счет обучения в дистанционной системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • предоставление возможности получения основного и дополнительного образования по российским программам русскому и русскоязычному населению зарубежных стран;
  • развитие механизмов экспорта и импорта российских образовательных услуг с целью укрепления экономической базы образования и влияния России на международной арене.

Известно, что институт образования призван выполнять определенные социальные функции в обществе. К основным функциям относятся обучение, воспитание и социализация, профессиональная подготовка, к социально-системным – селективный отбор, социальная мобильность и т.д.

Открытое образование, основанное на использовании дистанционных обучающих технологий, имеет целый ряд особенностей в осуществлении социальных функций. Так, технологизация и информатизация образовательного процесса, дистанционное обучение обуславливают существенное изменение функции обучения. Если в традиционном образовании обучение рассматривается как «перевод трансляции социального опыта, культурогенеза личности в режим общения «учитель-ученик»1, то в дистанционном обучении, базирующемся на самостоятельной работе учащегося, преподаватель и учащийся непосредственно контактируют, в основном, только во время контрольных мероприятий. В процессе обучения общение преподавателя и учащегося осуществляется с использованием специальных технологий, бесконтактно, что ведет к потере личностного воздействия преподавателя на учащегося и отсутствию воздействия на общение самого учащегося. Преподаватель не управляет процессом усвоения учащимся знаний, а периодическое консультирование (очное или дистанционное) лишь частично компенсирует указанные выше потери.

В открытом образовании дистанцирование учащегося от преподавателей и других учащихся приводит к ослабеванию функций воспитания и социализации. Реализация этих социально-значимых функций от системы образования переходит к другим социальным институтам, в которых учащиеся осуществляют параллельную с дистанционным обучением учебу и/или трудовую деятельность.

Профессиональная подготовка по целому ряду специальностей в открытом образовании ведет к значительным потерям качества. Так реализация профессиональных образовательных программ, в ходе которых предполагается приобретение широких социально-коммуникативных и практических навыков, исключает обучение только в дистанционном режиме. Это в первую очередь, такие специальности как врач, психолог, педагог, журналист, социальный работник и т.д.

Анализ реализации социально-системных функций в системе открытого образования показывает, что селективная функция ослабевает, так как отсутствует конкурсный отбор при поступлении в открытое учебное заведение, теряет прежнее значение и функция социального контроля, которая при дистанционном обучении осуществляется лишь частично, в рамках контрольных мероприятий. В то же время, наиболее полной реализации достигают эгалитарная функция образования, обусловленная доступностью открытого образования, и функция социальной мобильности, путем создания в открытом образовании благоприятных условий для вертикальной и горизонтальной мобильности, а также функция снижения рисков социальных неудач, неэффективных решений. Значительное расширение этих функций позволяет создать наиболее благоприятные условия для самореализации и профессиональной самоидентификации личности в современном обществе.

Литература:

  1. Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003, с. 124.

1 См.: Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003, с. 124.