home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Комитеты

Программный комитет

Организационный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

АНДРЕЕВ СОФТ

Проблемы профессиональной подготовки ИТ-специалистов

Жаркова Галина Алексеевна,
к.п.н., доцент (ZharkovaGA@sv.ulsu.ru);
Полякова Лариса Николаевна,
к.т.н., доцент (ZharkovaGA@sv.ulsu.ru);
Воронова Ирина Владимировна;
Прыткова Наталья Михайловна
Ульяновский государственный университет

Рассматриваются проблемы соответствия профессиональной подготовки IT-специалистов современным информационным технологиям.

На факультете математики и информационных технологий существует определенная специфика IT-подготовки студентов профильных специальностей, в частности, на специальности прикладной информатики.

Обозначая эту проблему, необходимо упомянуть, что студентам часто не хватает своевременной информации о новых технологиях проектирования и программирования информационных систем. Так, например, сейчас для студентов важно изучение технологии .NET, но введение этой информации в курсах обучения студентов, которые будут оканчивать университет через несколько лет, может оказаться недостаточным или даже бесполезным, так как технологии устаревают и интересными для специалистов будут уже совсем другие технологии.

Решением этой проблемы видится введение некоторого предмета, динамически изменяющего свое содержание, который бы читался в течение всего периода обучения студентов и своевременно освещал бы пути развития информационных технологий.

Этот предмет мог бы помочь студенту ориентироваться в мире новых IT-технологий, выделить главное в них и максимально использовать их возможности в дальнейшем практическом применении. При этом следует отметить, что простой поток даже интересной информации будет абсолютно бесполезен без применения ее на практике, потому что нельзя прочувствовать все нюансы практического использования современных IT-технологий только прослушиванием лекций или даже прочтением специальных книг.

В нашем университете в курсе "Высокоуровневые методы информатики и программирования" рассматриваются базовые концепции технологии .NET, но проблема состоит в том, что далее не изучаются предметы, которые могли бы дополнить знания студентов по данной технологии и осветить ее развитие.

К примеру, недавно появился новый язык представления данных - язык структурированной разметки XML. Его уникальность легко объяснима: этот язык совмещает все необходимое - структура данных формируется произвольными тегами, которые несут смысловую нагрузку (за что этот язык и получил название человеко-ориентированный), в нем имеется абсолютная независимость от платформы разработки. На основе языка XML создано много специализированных языков, в том числе новый язык представления интерфейсов XAML, который уже вошел в новую версию Visual Studio.

В платформе .NET существуют средства, которые позволяют работать с XML документами. Они позволяют осуществлять основные действия: проверять структуру (с помощью XSD, XRD и DTD файлов), создавать, записывать и читать документ, работать с атрибутами, работать с данными из документа как с древовидной структурой; то есть для разработки приложения, работающего с конкретным шаблоном документа, существуют все необходимые инструменты.

Вполне возможно, что в этом направлении возникнут новые возможности .NET (например, было бы хорошо, если бы существовал конкретный массив, в котором можно было хранить собственные стандартные теги, существовали бы функции поиска атрибутов у данного тега или, допустим, был бы возможен поиск значения атрибута тега, в имя которого входит данная подстрока). Однако нет учебного курса, который мог бы включить в себя обзоры по этой тематике.

В курсе "Операционные системы" студенты знакомятся на практике с операционными системами Windows и Linux. В последствии студенты могут приобрести навыки программирования под Windows (в курсе с аналогичным названием), но программирование для других платформ не предусмотрено учебным планом.

Сегодня разработчики делают шаг в сторону кроссплатформенности программного обеспечения. До недавнего времени все преимущества технологии .NET были доступны только обладателям операционной системы Windows; но теперь программисты, использующие Unix-системы, также могут разрабатывать свои программные продукты, используя .NET. На сегодняшний день одной из самых распространенных платформ для Unix-систем стала свободно разрабатываемая mono при поддержке Novell.

Так же, как и .NET от Windows, mono имеет средство разработки - MonoDevelop. Она свободно распространяется, но так же, как и сам проект mono, находится еще на стадии разработки. Нужно отметить, что программисты, занимающиеся развитием mono, постоянно улучшают этот программный продукт. Добавление компилятора AOT, улучшение оптимизатора и исправление ошибок, выявленных на этапе тестирования, делают свое дело - постепенно mono становится качественной средой для разработки. И что особенно приятно, разработчики делают шаг в сторону кроссплатформенности, а значит, пользователи различных операционных систем будут иметь возможность использовать одни и те же программы. Но для того, чтобы разрабатывать качественное кроссплатформенное программное обеспечение, нужно хорошо разбираться в архитектуре различных операционных систем, что подразумевает углубление практического курса некоторых специальных предметов.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство подготовки современного IT-специалиста: для программистов всегда было необходимо умение работать в команде. Это означает, что следует развивать на практических занятиях навыки работы в коллективе с самого начала обучения студентов проектированию и программированию.

Есть еще одна проблема, которая связана с преподавательским составом. Многие спецкурсы должны вести специалисты именно этого направления, так как только практический специалист, зная все тонкости технологии, может дать почувствовать эти тонкости студентам. И здесь возникает проблема привлечения таких специалистов к проведению занятий по спецкурсам.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для формирования целостного представления студента о предметной области необходим комплексный подход к решению данной проблемы, включающий в себя введение курса развития технологии программирования, увеличение значимости практических занятий и привлечение специалистов к проведению спецкурсов.

Литература:

  1. Жаркова Г.А., Полякова Л.Н. Система непрерывного образования по информатике в Ульяновском государственном университете.//Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании: Сборник статей XII Международной научно-технической конференции. - Пенза, 2003. - С.305-307.
  2. Жаркова Г.А., Полякова Л.Н. Сетевые технологии при подготовке специалистов в области прикладной информатики.//Проблемы информатики в образовании: Сборник статей III Всероссийской научно-технической конференции. - Пенза, 2003. - С.108-110.
  3. Жаркова Г.А Проблемы обучения информатике старшеклассников и студентов младших курсов.//Тенденции и перспективы развития информационных технологий в высшей школе: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. - Тольятти: РГГУ, 2005. - С.141-143.
  4. Жарков И.А, Жаркова Г.А. Информационные технологии в управлении учебным процессом.// Обозрение прикладной и промышленной математики. - М., 2005, т.12, в.2. - С.365-366.
  5. Жаркова Г.А. Математические модели адаптивного управления качеством учебных достижений.//Управление и информационные технологии. 4-я Всероссийская научная конференция. Сборник докладов. - СПб.:ЛЭТИ.- С.226-230.
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga