home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ

Конференция
Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Регистрация

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
 
Орг. поддержка

AT-SOFTWARE

УЧЕБНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Любимова Елена Михайловна (lyubimovaEM@yandex.ru)
доцент
Шарафеева Л.Р.
ГОУ ВПО "Елабужский государственный педагогический университет", г. Елабуга

Современным информационным технологиям отводится определяющая роль в оптимизации образовательных систем информационного общества. Именно с ними связывают сегодня реальные возможности построения открытой системы образования, изменение способов получения новых знаний, усиление личностной ориентации учебного процесса. В связи с этим, особую роль играет подготовка высококвалифицированных профессионалов, умеющих эффективно работать в условиях информационного постиндустриального общества, основанного на высокоинтеллектуальных цифровых технологиях.

Основная роль в решении этой проблемы отводится педагогам, особенно учителям информатики. Залогом реализации образовательного потенциала информационных технологий в учебном процессе вуза и будущей профессиональной деятельности является формирование профессиональной компетентности будущего учителя. Профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для педагога личностных качеств.

Освоение средств ИКТ должно качественно повлиять не столько на изменение структуры общей профессиональной компетентности педагога, сколько на качественное содержание ее компонентов. Должен качественно измениться весь спектр теоретических и практических умений, составляющих основу профессиональной компетентности педагога [1].

Неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности учителя информатики является информационно-коммуникационная компетентность (ИКК). Одним из курсов, оказывающих влияние на формирование ИКК учителя информатики, является курс "Учебное программное обеспечение учителя информатики".

Формирование ИКК такого специалиста, на наш взгляд, должно проводится в нескольких направлениях. Первое — содержание подготовки учителя информатики должно обеспечить формирование необходимой базы знаний. Второе — формирование системы умений и навыков по работе с учебным программным обеспечением, программными средствами учебного назначения, электронными образовательными ресурсами (ЭОР). Третье — развитие способностей: критичности мышления, способности к анализу, потребности в самосовершенствовании и др.

Указанный выше учебный курс разработан нами с учетом целей и задач этих направлений. Поскольку практическая составляющая является доминирующей, далее пойдет речь именно о ней.

Практическая составляющая курса имеет следующую структуру:

  1. Нормативные документы школьного курса информатики. Основной задачей здесь является знакомство с нормативными документами по изучению курса информатики и ИКТ и формирование навыков работы с нормативными документами и их анализу
  2. Анализ учебных и учебно-методических пособий по курсу школьной информатики. Здесь студенты проводят сравнительный анализ структуры и содержания учебников по информатике с 1985 года по настоящее время, а также выявляют тенденции развития содержания учебников по информатике
  3. Программное обеспечение курса информатики. На данной лабораторной работе проводится анализ списка программного обеспечения приведенного в примерной программе школьного курса информатики. Затем анализируется назначение отдельных видов программных средств, а также студентами формируется комплект программного обеспечения школьного курса информатики.
  4. Использование педагогических программных средств в преподавании школьной информатики. Здесь производится анализ программного обеспечения учебного назначения, используемого при преподавании информатики, а также новинки рынка учебного программного обеспечения. Большую часть этого комплекса программ занимают продукты фирмы "1С". Анализируются указанные программы на соответствие требованиям. Производится отбор программ учебного назначения для включения в комплект программного обеспечения школьного курса информатики
  5. Разработка и применение цифровых образовательных ресурсов в школьном курсе информатики. Студенты выявляют требования к ЭОР, рассматривают виды ЭОР, а также технологию их создания и методику применения в учебном процессе. Будущие учителя информатики собирают коллекцию ЭОР по информатике, разрабатывают свой ЭОР
  6. Разработка и применение дисков серии "1С:Школа", разработанных на системе программ "1С:Образование 3.0" для проведения уроков без привлечения внешних программных продуктов на всех этапах урока: объяснение нового материала, закрепление материала, в проектной работе, для аттестации школьников и др.
  7. Планирование учебного процесса по информатике. Здесь студенты учатся на основе анализа учебных программ по "Информатике и ИКТ" и программного обеспечения составлять календарный план учебной работы; выделять основные знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, при изучении каждой темы
  8. Поурочное планирование по информатике. Студенты знакомятся с основными требованиями, предъявляемыми к конспекту урока. Учатся на основе изученного материала и школьных учебников по информатике и программного обеспечения дисциплины разрабатывать конспекты уроков

С целью формирования ИКК будущего учителя информатики необходимо создание ниже следующих условий организации занятий.

При подготовке к занятиям студенты имеют свободный доступ ко всем необходимым электронным ресурсам, как в размещенным в локальной сети, так и в сети Internet. Студенты участвуют в разработке хода обучения и выборе основных методов организации и проведения занятий. К каждому занятию студент готовит элемент ЭОР, отражающий наполнение одной лабораторной работы. Учебный курс заканчивается защитой ЭОР, включающего все изученные элементы.

Введение технологий ДО в организацию процесса обучения в педагогическом вузе, во-первых, позволит сделать освоение содержания дисциплины более эффективным, во-вторых, способствует формированию системы умений и навыков:

  • использования средств ИКТ для транслирования информации и сопровождения образовательного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности
  • анализа педагогических программных средств и ресурсов сети Интернет с учетом основных дидактических, эргономических и технических требований
  • оценки образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивности и информативности педагогической составляющей
  • оценки качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность
  • навыки проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности (перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи)
  • формирование системы средств обучения, необходимой для преподавания информатики с использованием ИКТ и др.

В-третьих, будет способствовать развитию таких, необходимых качеств личности современного педагога как креативность, критичность мышления, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Литература

  1. Брыксина О.Ф. Интернет и профессиональная компетентность педагога./ О.Ф. Брыксина.//Вопросы Интернет образования. - 2007.- №10

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by AT-SOFTWARE
webmasters: perez&helga
webmasters: Arta