Решение конференции

скачать текст решения в формате .pdf: APKIT2016_Reshenie_conf.pdf

Решение XIV открытой Всероссийской конференции

«Преподавание информационных технологий 
в Российской Федерации»

Четырнадцатая открытая Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» (http://ит-образование.рф) проводилась 19-20 мая 2016 года в Санкт-Петербурге. Конференция проводится с целью обмена передовым опытом взаимодействия образовательных организаций и индустрии информационных технологий при участии государства. Конференция организована Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Правительства г. Санкт-Петербург, НП «РУССОФТ», Робоцентра «Сколково». Спонсорами и партнерами конференции выступили компании «1С», IBM, Oracle, «Полимедиа». К участию в конференции зарегистрировались 440 и приняли очное участие около 220 человек. Среди участников – ведущие преподаватели российских вузов, сотрудники и преподаватели колледжей, преподаватели информатики и сотрудники школ, представители научных организаций и коммерческих компаний. На конференции были представлены: 8 пленарных, 24 секционных, 150 стендовых докладов, 3 круглых стола, 3 мастер-класса, 1 панельная дискуссия.

Конференция постановила:

1. Выразить благодарность Санкт-Петербургскому государственному университету за активное участие в организации конференции.

2. Отметить необходимость усиления практической направленности основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в области информатики и вычислительной техники с учетом требований профессиональных стандартов (ПС) и рынка труда.

3. Уделить особое внимание профессиональной ориентации школьников в области ИТ и их мотивации к изучению информатики.

Конференция рекомендует:

Профильным министерствам РФ:

4. Совершенствовать законодательную базу с целью большего вовлечения компаний ИТ-отрасли в учебный процесс, обеспечить нормативное регулирование взаимодействия ИТ-компаний и образовательных организаций в вопросах подготовки ИТ-специалистов. Развивать механизмы стимулирования компаний, направляющих своих ИТ-специалистов для преподавательской деятельности в вузах.

5. При поступлении абитуриентов на специальности бакалавриата в области информатики и вычислительной техники предоставить выбор образовательной организации высшего образования считать вступительное испытание по информатике и ИКТ либо обязательным, либо альтернативным со вступительным испытанием по физике по выбору абитуриента. То есть, во втором случае при поступлении по результатам сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) абитуриент может представить по своему выбору либо результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ, либо по физике.

6. Поддержать практику проведения всероссийских творческих конкурсов проектов в области ИТ, дающих возможность их победителям и призерам использовать результаты при поступлении в вузы по ИТ-направлениям, таких как командная инженерная олимпиада школьников Национальной технологической инициативы.

7. Рекомендовать участие студентов профильных специальностей вузов в рамках прохождения практики и волонтерской деятельности:

а) в качестве руководителей школьных проектов в области ИТ в целях совершенствования реализации индивидуальных образовательных траекторий школьников;

б) в качестве помощников учителей и руководителей проектной и исследовательской деятельности образовательных организаций на уроках с применением ИТ, а также во внеурочной деятельности в целях повышения ИТ-компетентности участников образовательного процесса в средней школе.

Федеральным учебно-методическим объединениям в области информатики и вычислительной техники (09.00.00); информационной безопасности (10.00.00); электроники, радиотехники и систем связи (11.00.00); управления в технических системах (27.00.00); экономики и управления (38.00.00)

8. Учесть текущие и перспективные потребности ИТ-отрасли и требования профессиональных стандартов в области ИТ при разработке ФГОС 3++ и аккредитации соответствующих основных профессиональных образовательных программ.

ИТ-индустрии, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ):

9. Привести в соответствие требования в профессиональных стандартах в области ИТ и нормы регулирования трудовых отношений в соответствии со статьями 57 и 195.3 Трудового кодекса РФ в части обязательности применения ПС.

10. Продолжить работы по совершенствованию механизма оценки образовательных программ на соответствие требованиям ПС и ожиданиям работодателей, включая механизм профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области ИТ.

11. Рекомендовать при разработке ПС расширить круг компаний при обсуждении трудовых функций, и провести профессиональное обсуждение видов профессиональной деятельности в новых ПС до широкого обсуждения с профессиональным сообществом.

12. Усилить работу по продвижению и популяризации для компаний ИТ-отрасли профессиональных стандартов и статуса образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию.

13. Совместно с отраслевыми министерствами и образовательным сообществом продолжить формирование механизма разработки и обновления образовательных стандартов и учебных программ на основе актуальных требований ИТ-индустрии. Тесно взаимодействовать с ведущими методическими объединениями в области подготовки ИТ-специалистов.

14. Усилить привлечение к участию в конференции представителей образовательных организаций среднего профессионального образования в области ИТ.

15. Обратиться в региональные органы управления образованием с разъяснением необходимости сохранить (не сокращать) суммарные контрольные цифры приема по УГСиНП 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» в области среднего профессионального образования в связи с введением ФГОС СПО нового «укрупненного» типа.

16. Отслеживать законодательство в области системы сертификации квалификаций и участвовать в ее разработке. По мере развития системы независимой оценки квалификаций рекомендовать компаниям членам АПКИТ принять активное участие в апробации этой системы.

17. Включить в работу СПК-ИТ вопросы использования методов и средств дистанционного обучения для подготовки ИТ-специалистов.

18. Проработать вопрос совмещения конференции с элементами повышения квалификации, сопровождаемой выдачей подтверждающего документа.

Участники конференции отметили необходимость:

19. Признать полезным более тесное взаимодействие образовательных организаций, для интеграции успешных подходов и практик по подготовке ИТ-специалистов, соответствующих требованиям ПС.

20. Рекомендовать практику студенческих проектов от ИТ-индустрии на территории университетов.

21. Рекомендовать университетам выделять ответственного специалиста для связи с ИТ-индустрией и разрабатывать регламент такого взаимодействия.

22. Создать методические разработки по применению средств ИКТ в развитии метапредметных моделей образовательного процесса.

23. Собрать предложения по формированию у школьников основ культуры инженерного труда и взаимодействию проектных образовательных инициатив в школах с движением WorldSkills и инициативами технологического волонтерства.