Непрерывное обновление учебных программ как основной потенциал современного ИТ-образования: опыт компетентностного подхода

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Санкт-Петербургский государственный университет
Область информационных технологий непрерывно изменяется и обновляется. Это достаточно сильно усложняет задачу соответствия ИТ-образования требованиям ИТ-индустрии. Мы предлагаем компетентностный подход для непрерывного обновления учебных программ. Для того, чтобы осуществить поставленную задачу, нами была создана междисциплинарная команда, состоящая из представителей математико-механического факультета СПбГУ, факультета психологии СПбГУ (кафедры эргономики и инженерной психологии), представителей ИТ-индустрии. Данная работа также осуществляется при поддержке Ассоциации выпускников СПбГУ.

Усовершенствование учебного плана «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» проводится посредством создания нового профиля обучения «Разработка приложений для мобильных устройств» бакалаврской программы математико-механического факультета СПбГУ. Выбор профиля обусловлен переходом многих компаний с классического клиентского приложения для десктопа на мобильное. По экспертным оценкам область разработки мобильных приложений будет активно развиваться в будущем. Новый профиль должен быть адекватен запросам ИТ-индустрии и учитывать тенденции развития области. Он будет включать в себя: название; список компетенций, которыми должен обладать выпускник; список учебных курсов и семинаров, позволяющих освоить необходимые знания, умения, навыки (далее – ЗУН), а также сформировать компетенции; подробные учебные программы курсов.

Для построения профиля мы планируем:

1.    Определить набор компетенций, необходимых начинающему разработчику ПО в области разработки мобильных приложений (далее – разработчик) для успешного выполнения его профессиональных задач.

2.    Основываясь на этом наборе компетенций, предложить варианты учебных курсов со стороны преподавателей по тематике профиля и согласовать их содержание с представителями ИТ-индустрии.

3.    Итеративно работая по пп. 1 и 2 получить оптимальный вариант профиля.

Компетенция – это применение сотрудником комбинации ЗУН, обеспечивающее эффективное решение его рабочих задач. Это та модель решения рабочих задач, которая ведет к оптимальному получению результата, и позволяет отличить специалиста высокого уровня от посредственного. Поэтому корректная модель компетенций формулируется в терминах действий. Мало обладать ЗУН, важно уметь «правильно» в рамках конкретной задачи и организации их применять. Сформированная компетенция является «сквозным» фактором, обеспечивающим успех на протяжении всей профессиональной карьеры. Меняется лишь уровень компетенции и обновляется состав поддерживающих ее ЗУН.

Для выявления компетенций, необходимых начинающему разработчику, мы проводили интервью с представителями ИТ-индустрии, разрабатывающими мобильные приложения в СПб. В каждой организации интервью проводилось с 3-4 успешными разработчиками, чей стаж работы в этой области был больше года.

Интервью состояло из трех разделов: о сфере разработки мобильных приложений, о самой организации, и о позиции разработчика. Первый раздел позволил собрать информацию о том, как разработчики видят собственную сферу деятельности, о нынешней ситуации в ней и возможных тенденциях ее развития. Второй раздел дал информацию, помогающую понять контекст конкретной организации. Третий раздел был направлен на получение информации о задачах, функциях и необходимых компетенциях для позиции разработчика. Для выделения маркеров компетенций важно узнать, как успешные разработчики из разных организаций видят:

1.             функции и результаты своей деятельности в конкретной компании;

2.             различия в действиях и поведении превосходного работника на этой позиции и поведении среднего по уровню специалиста;

3.             то, что в первое время пришлось самому доучивать и осваивать;

4.             то, что чаще всего приходится объяснять новичкам.

Мы продолжаем сбор информации из разных, максимально контрастных по стилю работы организаций. На основе имеющихся данных уже можно сделать первые выводы о маркерах важных для разработчика компетенций. А именно, проактивность; простота и читаемость собственного кода; ориентация в чужом и своем коде, состоящем из тысяч строк; своевременное взаимодействие с другими членами команды.

Респонденты отмечают, что для освоения этих маркеров необходим опыт комплексной разработки и длительной поддержки проекта в команде в соответствии с гибкими технологическими подходами разработки. Внедрение подобной практики в рамках обучения позволит приблизить выпускников к требованиям, предъявляемым ИТ-индустрией. Результаты данного исследования будут применены в реальном учебном процессе в СПбГУ.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  компетентностный подход, усовершенствование обучения, бакалавриат, разработка ПО для мобильных приложений

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.