Повышение квалификации и переподготовка специалистов в области IT

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Катасонова Галия Рузитовна, Кандидат технических наук, Доцент
ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств"
Рассматриваются вопросы переподготовки и повышения квалификации коллектива разработчиков программного обеспечения предприятия. Проанализированы методы, формы, технологии и содержание обучения.

С целью сокращения продолжительности периода разработки товара, четкого выполнения заказов и уменьшения накладных расходов некоторые предприятия используют методологию компьютерного сопровождения процессов жизненного цикла изделий (КСПИ) [1].

Данная концепция состоит в отображении реальных бизнес-процессов, которые реализуются в виде программных компьютерных систем и оперативных данных об управленческой и производственной структуре предприятия, технологическом и вспомогательном оборудовании, персонале и финансах. Одним из эффективных составляющих технологий КСПИ, занимающихся разработкой систем программного обеспечения (ПО) осуществления бизнес-процессов формирования жизненного цикла изделия является использование рабочих групп, состоящих из специалистов следующих направлений: IT-менеджеры - менеджер проектов и бизнес-аналитик, системный аналитик, программист-разработчик, программист-тестер, программист-настройщик (для настройки ПО под задачи конкретного пользователя), тьютор (для обучения пользователей разработанному ПО),технические писатели (для написания руководств по применению разработанного ПО), специалист по защите данных.

Для успешного применения на практике методологии КСПИ сотрудникам предприятия необходимо периодически проходить переподготовку и повышатьсвою квалификацию. В процессе повышения квалификации коллектив разработчиков ПО, как обучаемых, необходимо разделить на три группы с учетом их основного базового образования: первая группа - это сотрудники, имеющие образование в области информационной безопасности (ИБ). В этой группе необходима переподготовка в области программирования; вторая группа - специалистам в области ИТ необходимо несколько усилить подготовку по ИБ; в третьей группе сотрудникам гуманитарной и социально-экономической направленности в области менеджмента рекомендуется курс повышения квалификации по информатике и ИТ.

Все имеющиеся знания работников коллектива по КСПИ условно разделим на два типа: 1) оперативные специализированные, знания, которые периодически обновляются без отрыва от трудовой деятельности, так как сотрудники этими знаниями постоянно пользуются на практике; 2) фундаментальные знания общего характера, получение которых возможно только с отрывом от трудовой деятельности в системах дополнительного и послевузовского профессионального образования в вузах (согласно новому ФЗ РФ «Об образовании») [4]. Кроме этого, для вышеперечисленных групп целесообразно обучение с использованием различных форм и технологий самообразования [2], а также обучение в результате обмена опытом с коллегами, как непосредственно в своем коллективе, так и на профессионально-ориентированных конференциях, семинарах, симпозиумах. Актуальным становится тесная связь предприятия с наукой и высшей школой [3], которая необходима теперь и самому предприятию для более эффективного функционирования.

При обучении в процессе повышения квалификации для первой и второй групп рекомендуется изучение следующих автоматизированных информационных систем: 1) систем автоматизированного проектирования (САПР-К), 2) инженерного анализа и расчетов (СИАР); 3) технологической подготовки производства (САПР-Т); 4) систем автоматизированной разработки эксплуатационной документации (ETPD); 5) систем управления данными об изделиях (PDM); 6) систем управления проектами и программами (Project Management - PM); 7) автоматизированных систем управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия (АСУП) [5]. При переподготовке и повышении квалификации сотрудников предприятия мы рекомендуем использование «информационной модели обучения» в которой обучаемый является интерпретатором знаний, а преподаватель - координатором учебного процесса.

Развитие КСПИ обусловило много условий для успешного функционирования предприятий и на первом месте, наряду с обеспеченностью высококвалифицированными кадрами, всегда стоит вопрос о периодическом повышении квалификации и переподготовке специалистов в динамично меняющейся области IT.

Список использованных источников
  1. 1. Компьютерно-интегрированные производства и CALS-технологии в машиностроении: Учебное пособие / Т.А. Альперович, В.В. Баранов, А.Н. Давыдов, С.К. Сергеев, Е.В. Судов, Б.И.Черпаков; Под ред. д-ра техн. наук, проф. Б.И. Черпакова. М.: ГУП "ВИМИ", 1999. - 512с.
  2. 2. Катасонова Г.Р. Система формирования содержания обучения бакалавров управленческих специальностей. Инновационные информационные технологии. 2013. Т. 1. № 2. С. 179-185.
  3. 3. Катасонова Г.Р., Абрамян Г.В. Технологии подготовки академических и прикладных бакалавров в условиях ФГОС ВО 3+ с учетом российских профессиональных стандартов. В сборнике: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации. - Материалы Тринадцатой открытой Всероссийской конференции. Ответственные редакторы: С.В. Русаков, Ю.А. Аляев; Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2015. С. 120-122.
  4. 4. Сотников А.Д., Катасонова Г.Р., Стригина Е.В. Модели информационного взаимодействия в системе непрерывного образования. - Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 484.
  5. 5. Фокин Р.Р., Абиссова М.А., Емельянов А.А. Проблемы управления и обучения коллектива разработчиков программного обеспечения. Монография / Р.Р. Фокин, М.А. Абиссова, А.А. Емельянов – СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. - 211 с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Послевузовское профессиональное образование
Ключевые слова  повышение квалификации, переподготовка специалистов, информационные технологии, программное обеспечение, обучение

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.