Информатизация образовательного процесса в средней школе: мифы и реальность

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Авторы: Шитиков Юрий Александрович 1, Кандидат педагогических наук, Доцент, Почётный работник общего образования, Горелова Елена Витальевна 2, Кандидат культурологии
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет», 2 МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №2"
Информатизация образования - это взаимосвязанные, объединенные единой целью мероприятия, призванные обеспечить эффективный сбор, обработку систематизацию, хранение информации, а также обмен ею участниками образовательного процесса, посредствам информационных технологий, коммуникационных средств, методического и дидактического обеспечения. Цель информатизации процесса образования – повышение его эффективности, интенсивности, доступности, качественное изменение. Информатизация образования может и делает образовательный процесс дифференцированным, индивидуальным. Вклад информатизации в такое направление как инклюзивное образование трудно переоценить. Свободный доступ к учебным, справочным, источникам информации, сделал образовательную среду открытой, равной для любого обучающегося.

Информатизация современного общества приняла глобальные масштабы. Действительно, применение информационных технологий сегодня – необходимое условие практически для любой области жизнедеятельности человека. Как и любое прогрессивное явление информатизация может проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она неизбежно наращивает темпы и объемы со скоростью, которая грозит превратить процесс в стихийный. И здесь есть великий соблазн «встать в авангарде, чтобы не опоздать».  

Информатизация образования - это взаимосвязанные, объединенные единой целью мероприятия, призванные обеспечить эффективный сбор, обработку систематизацию, хранение информации, а также обмен ею участниками образовательного процесса, посредствам информационных технологий, коммуникационных средств, методического и дидактического обеспечения. Цель информатизации процесса образования – повышение его эффективности, интенсивности, доступности, качественное изменение. Информатизация образования может и делает образовательный процесс дифференцированным, индивидуальным.

Кроме этого информатизация широко распространяется и на сектор управления школой: создание единого электронного документооборота, локальной сети, внедрение специальных программ, организующих единую информационную среду учебного заведения. Школы обладают хорошими материально-техническими базами: компьютерные парки, периферийные устройства, программное обеспечение. В чем же заключается проблема?

Если «на заре» становления процесса информатизации подчеркивалась ее техническая составляющая, то сейчас, все более отчетливо, проявляется связь информатизации, ее развития и возникающих проблем с «человеческим фактором», с интеллектуализацией общества.

Применить на практике новшества, подаренные глобальной информатизацией готов не каждый учитель. На наш взгляд, тому есть одна субъективная причина – психологический барьер, боязнь технических нововведений. Действительно, опытный учитель «стажист», вдруг, оказывается в роли обучающегося. Под сомнение ставятся определенные компетенции учителя. В то же время, организовать по-настоящему комфортную среду, для нуждающихся в коррекции информационной грамотности учителей – задача, серьезность которой понимает не каждый руководитель

Процесс информатизации образования характеризуется небывалой скоростью внедрения и «не успеть освоить», «опоздать понять» – очень легко.  В школах не только Нижневартовского района, но и России в целом, активно внедряются программные продукты, призванные перевести документооборот образовательной организации на электронную основу. Учителя и сотрудники школ осваивают электронное расписание, электронные классные журналы, базы данных. Трудно представить современную школу без официального сайта. Теперь учитель должен ежедневно использовать средства информатизации. И в этих условиях проявляется еще одна проблема – отсутствие профессионально подготовленных технических специалистов, которые, теперь уже, в срочном порядке способны «подтянуть» информационную грамотность учителя до нужного уровня.

Выходом из данной, без увеличения, критической ситуации, может быть создание в школах Центров информатизации. Для эффективной деятельности в таком Центре необходимо иметь технического специалиста, лаборанта, инженера. Однако, в условиях экономического кризиса, об увеличении штатов говорить не приходится. Администрациями школ изыскиваются «внутренние резервы». В отдельных школах района таким резервом стала школьная библиотека, а библиотекарь – специалистом «широкого информационного профиля». Но, будучи профессионалом в сфере информации, любой библиотекарь (специалист, сотрудник) нуждается в дополнительном образовании, повышении квалификации. Безусловно, огромную роль в решении данной задачи играют дистанционные курсы, тематические вебинары.

Любыми «плодами просвещения» нужно хотеть и уметь пользоваться. И часто сам процесс познания, приносит человеку гораздо большее удовольствие, чем его результат.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Образование, информатизация, образовательная организация

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.