Использование моделей смешанного обучения для повышения эффективности обучения

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Российский государственный университет правосудия
В статье рассматривается применение моделей смешанного обучения, основанных на применении информационных технологий, и особенности их применения при организации учебного процесса. Проводится сравнительный анализ традиционной модели обучения и обучения с использованием моделей смешанного обучения. Описываются недостатки и достоинства смешанного обучения

Активизация самостоятельной работы студентов, их подготовка к трудовой деятельности, требующая повышения квалификации в условиях быстрого устаревания информации невозможна только в рамках традиционного очного обучения. С выходом в свет Закона об образовании новый импульс к развитию получили такие реалии современного вузовского образования как электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, которые открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, использования методов активного познания, способствующих самообразованию.

Модель eLearning пока несовершенна, но и  традиционное образование уже не слишком актуально. еLearning в большинстве случаев понимается как вспомогательный инструментарий к традиционному учебному процессу.

Одним из вариантов решения сложившейся проблемы является использование смешанного обучения (СО), концепция которого предполагает, что студент должен оптимально, в различных сочетаниях использовать все возможности, предоставляемые как традиционным обучением, так и дистанционными технологиями.

В нашем понимании, СО  – это  система преподавания, сочетающая очное, дистанционное обучение и самообучение, включающая взаимодействие между педагогом, обучающимся и интерактивными источниками информации, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) функционирующие в постоянном взаимодействии друг с другом, образуя единое целое.

Сегодня в мире СО считается самой качественной и перспективной моделью организации учебного процесса, которое предполагает сокращение количества аудиторных занятий за счет переноса части занятий в электронную среду. При этом соотношение аудиторной и виртуальной компонент может отличаться и зависеть от большого количества факторов: предметная область, возраст обучающихся, уровень подготовки, наличие технических средств.

Суть  технологии состоит в перестановке ключевых составляющих учебного процесса на основе активного использования электронной обучающей среды. При использовании моделей СО предлагается схема учебного процесса: постановка проблемного задания ®самостоятельное  ознакомление с материалом, размещенным в среде ЭК ®  самоконтроль понимания материала ®уточнение понимания, ответы на вопросы студентов, разбор уже найденных студентами решений (в аудитории) ®отработка усвоенных на занятии решений, закрепление материала ®автоматизированный контроль итогов обучения по теме.

Таким образом,  учесть когнитивный стиль студента, уровень, тип познавательных способностей, скорость освоения материала возможно,  правильно спроектировав ЭК для СО.

Среди преимуществ СО  -  встраивание технологии асинхронной интернет-коммуникации в «живые» образовательные курсы, что способствует получению одновременно независимого и совместного учебного опыта. Замечено, что использование ИКТ улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между студентами и преподавателями.

СО учит организовывать и планировать работу самостоятельно, независимо получать и анализировать знания, искать и отбирать информацию, принимать решения, формировать навык презентации проектов, заниматься самообразованием.

Недостатки СО  – это неравномерная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что СО является приоритетной формой обучения в современных образовательных условиях, предоставляющей неоспоримые преимущества как для преподавателей, так и для студентов. СО позволяет оптимизировать временные затраты преподавателя и повысить эффективность процесса обучения в целом. Студент при этом становится активным участником учебного процесса, способным выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, исходя из собственных потребностей, что способствует формированию компетентного специалиста, конкурентоспособного в современных условиях.

Список использованных источников
  1. 1. Саврасова Л.Н. Когнитивный подход к обучению в современном юридическом образовании [Текст] / Л.Н. Саврасова // Общество, право, правосудие: сб. материалов Всеросс. научно-практич. конференции. – Воронеж : ООО «Воронеж-Формат», 2013. – С. 523-527.
  2. 3. Blended learning [Электронный ресурс] / Department of Education and Early Childhood Development. – Melbourne Graduate School of Education. Melbourne, 2011 // Режим доступа http://www.eduweb.vic.gov.au/ edulibrary/ public/ commrel/ about/ learning.com
Вид представления доклада  Стендовый доклад и публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  смешанное обучение, когнитивные технологии, электронное обучение, модели смешанного обучения, схема процесса обучения

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.