Формирование в современных условиях ИТ-компетенций будущих учителей математики

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского"

Основные образовательные программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов [1] и Профессионального стандарта педагога [2]. В соответствии с [1, 2]  формирование ИТ-компетенций будущего учителя проектируется образовательным учреждением, реализующим указанное направление подготовки. В результате учебные планы большинства профилей содержат единственный курс «Информационные технологии в образовании», позволяющий целенаправленно формировать ИТ-компетенции. Поскольку роль и место этого курса в учебном плане разных профилей различны, нельзя с уверенностью говорить о том, что будущие учителя в полной мере овладевают нужными компетенциями на высоком уровне. Чтобы добиться этого, следует, разрабатывая программы других дисциплин, планировать в числе обязательных результатов обучения элементы ИТ-компетенций.

Так, в СГУ им. Н.Г.Чернышевского при подготовке учителей математики планируются, среди прочих, следующие обязательные результаты обучения:

знает:

закономерности поведения в социальных сетях (Педагогика, 1 курс), при этом высшим достижением является формулирование студентом закономерностей и основных принципов общения в профессиональных сетевых сообществах, стремление передавать знания правил поведения в социальных сетях школьникам, совместно с представителями интернет-компаний организовывать для школьников тренинги и мастер-классы по данной тематике;

психолого-педагогические и эргономические условия проектирования и применения электронных образовательных ресурсов (Современные формы и средства обучения математике (СФС), 3 курс);

средства обучения и их дидактические возможности (СФС, 3 курс), при этом высшим достижением является знание характеристических особенностей компьютерных средств обучения (в том числе интерактивных сред);

региональные учреждения дополнительного и дистанционного образования детей (Дополнительное математическое образование школьников, 4 курс), при этом высшим достижением является привлечение учащихся к участию в мероприятиях, организованных региональными учреждениями дополнительного и дистанционного образования детей;

умеет:

квалифицированно набирать математический текст (все дисциплины предметной подготовки (ПП)), при этом высшим достижением является умение набирать математический текст в среде MicrosoftOfficeс использованием встроенного в него редактора формул, пользоваться, по крайней мере, одной из систем компьютерной верстки математического текста (LaTex);

использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий: вести электронные формы документации, в том числе электронные журналы и дневники обучающихся (Методика обучения и воспитания (МОВ), 3 курс);

разрабатывать веб-квесты и другие формы детской сетевой познавательной активности (МОВ, 3 курс);

владеет;

предметно-педагогическими ИКТ-компетенциями: знает и использует информационные источники по своему предмету (все дисциплины профессионально-методической (ПМ) подготовки, 1-4 курсы), при этом высшим достижением является умение использовать в личных целях и рекомендовать учащимся обширный перечень информационных источников по математике и более одной интерактивной творческой среды;

основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием (все дисциплины ПМ подготовки, 1-4 курсы);

основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений – численных и символьных; обработки данных; экспериментальными лабораториями (все дисциплины ПП);

компьютерными средствами обучения (СФС, 3 курс), при этом высшим достижением является владение технологией проектирования и применения компьютерных презентаций, интерактивных упражнений, ментальных карт, работа в программе «1С: Математический конструктор», с ресурсом «Глобальная школьная лаборатория».

Список использованных источников
  1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. № 1426. URL: http://base.garant.ru/71300970/ (дата обращения: 14.03.2016).
  2. 2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общим образовании) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 н. URL: http://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 14.03.2016).
Вид представления доклада  Публикация

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.