Возможности электронного портфолио учителя практиканта в формировании профессиональных компетенций

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
1 ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2 ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского"
В докладе описываются возможности электронного портфолио учителя-практиканта, созданного с помощью всероссийского бесплатного конструктора электронных портфолио УчПортфолио.ру, в формировании и развитии профессиональных (в том числе ряда ИТ-компетенций) будущего учителя математики.

Педагогическая практика в сфере основного образования – составная часть программы высшего образования, центральная в структуре практик, организованных в целях подготовки будущего бакалавра педагогического образования по профилю «математическое образование» в Саратовском государственном университете. Форма проведения практики – включённый педагогический эксперимент, в ходе которого будущие учителя математики демонстрируют собственные профессиональные достижения (этап творческой самореализации в профессиональной биографии педагога).

Программой практики предусмотрено обязательное ведение электронного портфолио учителя-практиканта на всероссийском бесплатном конструкторе электронных портфолио УчПортфолио.ру [1].

Освоение этого профессионального умения позволило студентам-практикантам:

– освоить процедуру создания и ведения профиля, который, согласно программе практики должен включать несколько обязательных тематических страниц (Профессиональная биография, Учебная работа, Воспитательная работа, Учебно-методические материалы, Социологический опрос, Информационно-аналитическая деятельность), содержащих информацию об основных видах деятельности учителя практиканта в ходе практики; страницы могут содержать разнообразные информационные блоки (но чаще всего учителя-практиканты используют универсальный блок «текстовое поле», специализированные блоки: «опрос» и «учебные материалы»);

– разместить разработанные на учебных занятиях средства обучения математике (в том числе интерактивные упражнения [2, 3, 4]) на страницах своего профиля;

– составлять фотоотчёты;

– вести учёт своим профессиональным достижениям (для чего в электронное портфолио включены страницы «Основные публикации», «Участие в научных конференциях», «Копии документов»);

– получить первичные навыки общения с коллегами на профессиональном уровне, что было совсем непросто из-за различий в статусе, возрасте, уровне готовности к такому общению;

– получить первичные навыки общения с модераторами сайта УчПортфолио.ру; проблемы, как правило, возникали в ходе публикации учебно-методических материалов (учителя-практиканты ориентированы при этом, в первую очередь, на структуру и содержание этих материалов, а модераторы – на соответствие материалов формальным требованиям к оформлению, было очень непросто удовлетворить одновременно требованиям и руководителя практики и модераторов);

– совершенствовать формы дистанционного общения с руководителем практики, сокурсниками (каждый профиль имеет свой рейтинг, и было очень интересно следить за динамикой рейтинга сокурсников на протяжении всей практики – эта мощный стимул к совершенствованию разнообразных профессиональных умений, повышению качества публикуемых материалов, повышению сетевой активности);

– научиться проводить опросы по теме научного (курсового/дипломного) исследования.

Сетевые профессиональные сообщества предоставляют возможность молодому педагогу (на этапе творческой самореализации в профессиональной биографии) общаться и обмениваться опытом с учителями всех дисциплин из различных регионов страны, и при необходимости обратиться к более опытным педагогам за помощью при подготовке к урокам, воспитательным мероприятиям или в проведении исследований. 

Список использованных источников
  1. УчПортфолио: всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио [Сайт] – Режим доступа: http://uchportfolio.ru/.
  2. Каткова А. «Квадратный трёхчлен и его корни»: интерактивное упражнение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://LearningApps.org/1772958.
  3. Шапшалова Т. «Формулы нахождения первообразных»: интерактивное упражнение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://learningapps.org/1762195.
  4. Юхман Л. «Деление с остатком»: интерактивное упражнение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://LearningApps.org/1754365.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  педагогическая практика, сетевое профессиональное сообщество, профессиональные компетенции, электронное портфолио

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.