Особенности обучения сложным многофункциональным программным продуктам

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Диго Светлана Михайловна, Кандидат экономических наук, Профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Фирма "1С"

Роль информационных технологий в современном мире чрезвычайно велика. Практически не существует специалистов, которые могли бы квалифицированно и эффективно выполнять свои функции без использования тех или иных программных средств. Имеются различные классы программных средств,  и изучение каждого из них имеет специфические особенности.

В данном докладе основное внимание уделено обучению сложным многофункциональным программным продуктам класса ERP. ERP - организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности. ERP-система - конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.

Для ERP-систем характерен модульный принцип их организации. Состав модулей ERP-систем разных производителей несколько различается (www.v8.1c.ru/erp).  Различаются и методологии и принципы, положенные в их основу.

Опыт прошлых кризисов показывает, что с усложнением экономической ситуации потребность предприятий в повышении эффективности возрастает. В результате интерес к ERP-системам растет. При этом такие конкурентные преимущества Современных отечественных ERP-системы как простота их внедрения и высокая скорость адаптации к быстро изменяющимся условиям, невысокая стоимость владения, становятся все более значимыми для пользователей [1]. Это говорит об актуальности задачи изучения этих систем на разных этапах подготовки специалистов.

Можно выделить следующие страты специалистов, которые должны иметь определенные знания и навыки владения ERP-системами:

•  пользователи ERP-систем

•  специалисты, осуществляющие разработку проектов внедрения ERP-систем и их реализацию

•  разработчики инструментария ERP-систем.

В дальнейшем мы остановимся только на первых двух категориях специалистов.

Включение изучения ERP-систем в учебные планы целесообразно для многих дисциплин для бакалавров и магистров. Это соответствует требованиям современных ФГОС. Обучать основам владения ERP-системой необходимо не только ИТ-специалистов, но и тех специалистов, функции которых автоматизируются программным инструментарием ERP - решений. И, как следствие, встает задача обучения соответствующих преподавателей-предметников. Эта задача также имеет свои особенности.

Пользователи ERP-систем – это будущие (если речь идёт о студентах)   и действующие сотрудники функциональных подразделений предприятий (в том числе экономисты, финансисты, бухгалтера, логистики, сбытовики, маркетологи, производственники, специалисты по персоналу, специалисты по инвестициям и т.п.). Данной категории слушателей следует дать общие представления о концепции Enterprise Resource Planning (планирование ресурсов предприятия), о ERP-системах, как инструменте реализации соответствующих управленческих подходов и принципов, о построении и внутренних взаимосвязях элементов ERP-систем, а также о том, как функционал соответствующей предметной области (например, для экономистов, или специалистов по производству, и т.п.) реализован в изучаемом программном продукте. Они могут обладать минимальными знаниями информационных технологий.

Каково бы ни было программное обеспечения, проект его освоения и запуска рекомендуется разделять на фазы. Первым этапом является «Выбор программного обеспечения».  Этот этап существует всегда, но при внедрении систем класса  ERP он особенно сложный и важный, так как цена ошибки может быть слишком большой. Следует обратить внимание на то, что на выбор влияют не только характеристики самого программного продукта, но и экономические и даже политические факторы. При выборе продукта важно также обратить внимание на аспекты внедрения и сопровождения системы, оценить совокупную стоимость владения системой.

Выделение программных продуктов класса ERP, их общая характеристика, обзор рынка должны изучаться в вузах в разных учебных дисциплинах для разных специальностей. Также эти вопросы должны быть изучены и проанализированы руководством предприятия и их ИТ-служб при принятии решения о комплексной автоматизации управленческих функций.

Рынок ERP-систем динамичен. «1С»  вышла на рынок программных продуктов  классе интегрированных систем управления предприятием (ERP-систем) только в 2004 году. По данным международного аналитического агентства IDC, в 2013г., еще до начала санкций и пропаганды импортозамещения,  доля «1С» на российском рынке интегрированных систем управления предприятием, составила 30,5% в долларовом выражении. С учетом того, что стоимость лицензий на систему «1С:Предприятие» в пересчете на рабочее место составляла примерно 150 долларов, а у основного зарубежного конкурента – около 2000 долларов, можно сделать вывод, что на долю ERP-систем «1С» пришлось около 83% от общего количества автоматизируемых рабочих мест в стране. В 2014 г. «1С» удалось нарастить долю до 30,9% в долларовом выражении, сохраняя при этом стабильные рублевые цены на лицензии при быстро растущем валютном курсе. Важно отслеживать динамику рынка, а также технологические и методологические  тренды в развитии систем.

После того, как программный продукт выбран, начинаются этапы, связанные с освоением этого ПП. Так как продукты класса ERP являются многофункциональными, то встает задача определения того, какие специалисты, что именно, в каком объеме и на каком этапе  должны изучить и освоить.  Для таких сложных многофункциональных  систем как  ERP  важным являются также вопросы: что, в каком объеме,  при подготовке каких специалистов и в каких дисциплинах должно изучаться в вузах. А компании-вендоры должны способствовать формированию современных учебных планов и создавать условия для использования программных продуктов в  учебном процессе.

Фирма «1С» предоставляет разные возможности для использования своих решений в учебном процессе. Среди них: льготы при предоставлении ПП, возможность использования облачных технологий, возможность встраивания сертифицированных курсов в учебный процесс.

Учебные заведения могут приобретать программные продукты, используемые в учебном процессе, с большими льготами. Для использования ПП «1С» в учебном процессе был выпущен специальный продукт -  «1C:Предприятие 8. Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях». Состав Комплекта регулярно модифицируется в соответствии с развитием платформы и программ. В настоящее время комплект для РФ включает решения: «1С:ERP Управление предприятием 2», «1С:Бухгалтерия 8», «1С:Управление торговлей», «1С:Зарплата и управление персоналом 8», «1С:Управление небольшой фирмой», «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения». Аналогичные комплекты выпускаются для Украины, Казахстана, Белоруссии, стран Балтии.

Компания «1С» предоставляет учебным заведениям  возможность постоянно иметь доступ к актуальным версиям ПП и методическим материалам посредством бесплатной подписки на ИТС ПРОФ ВУЗ (http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=11669).

В 2014 году фирма «1С» запустила специальный сервис «1С:Предприятие 8 через Интернет для учебных заведений» – http://edu.1cfresh.com. По итогам 2015 г. уже более 300 образовательных организаций подключились к этому сервису.  Обучение с использованием облачного сервиса прошли уже более 5000 студентов. Преподаватели и студенты высоко оценили возможности работы в этом сервисе. Преподаватели получили возможность вести занятия на всегда актуальной версии конфигурации. Из любого места, где есть Интернет, преподаватели могут подключаться к базам своих студентов (не прерывая при этом их работу), контролировать активность работы студентов в программе в течение всего курса обучения.  С начала 2016 года в этом сервисе доступно и решение и «1С:ERP Управление предприятием 2». Фирма «1С» приглашает учебные заведения активно подключаться к сервису edu.1cfresh.com. Заявку на подключение можно оформить на сайте или направить по адресу edu@1cfresh.com.

Фирмой  «1С» разработано множество разнообразных сертифицированных курсов (https://www.1c.ru/rus/partners/training/default.jsp). Учебные заведения, заключившие Соглашение о сертифицированном обучении учащихся (ЦСО УЗ), могут  использовать их в учебном процессе. Сертифицированные курсы 1С предназначены для специалистов организации-заказчика и ИТ-специалистов. Но они могут быть и встроены в различные учебные дисциплины. Причем информация в описании курсов, касающаяся того, для кого предназначен каждый курс, может помочь в определении того, для подготовки каких специалистов они могут быть использованы.

Разработана серия учебных курсов по системе «1С:ERP Управление предприятием 2». Линейка курсов по 1С:ERP в настоящее время включает шесть наименований:

1. Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2.1».  [2] Курс предназначен: для руководителей проектов со стороны компаний, занимающихся внедрением, и со стороны Заказчиков, ИТ-директоров, сотрудников отделов продаж. Цель курса: дать слушателям целостное представление о назначение и возможности прикладного решения. В рамках курса рассматриваются задачи, которые решает 1С:ERP,  механизмы решений, статистика и примеры экономического эффекта при внедрении ERP-систем «1С», архитектура системы, состав и взаимодействие подсистем, методологические основы, заложенные в подсистемах, технологические особенности реализации функционала подсистем.

2. Управление производством и ремонтами в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.1». [3] Курс предназначен для сотрудников планово-диспетчерских служб и консультантов по производственному учету. Курс будет полезен руководителям проектов и членам проектных команд, как со стороны заказчиков, так и со стороны компаний, занимающихся внедрением подсистемы «Управление производством» прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Основной целью курса является освоение технологии работы с функционалом управления производством и ремонтами, реализованного в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2». В рамках курса частично рассматривается функциональность подсистем «Планирования» в части формирования плана производства и «Оперативного учета» в части формирования себестоимости выпущенной продукции.

3. Управленческий учет затрат, финансовый результат в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.1». [4] Курс предназначен для сотрудников планово-экономических служб и консультантов по управленческому учету. Курс будет полезен руководителям проектов и членам проектных команд, как со стороны заказчиков, так и со стороны компаний, занимающихся внедрением управленческого учета с использованием функционала прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2.1».

4. Бюджетирование в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.1». [5] Курс предназначен: для финансовых директоров, сотрудников финансовых и планово-экономических служб, консультантов по управленческому учету. Курс будет полезен руководителям проектов и членам проектных команд, как со стороны заказчиков, так и со стороны компаний, занимающихся внедрением подсистемы «Бюджетирование» прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Практическая работа в рамках курса построена с применением учебного кейса.

5. Регламентированный учет в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.1». [6] Курс предназначен для практикующих бухгалтеров и консультантов по регламентированному учету. Курс будет полезен руководителям проектов и членам проектных команд, как со стороны заказчиков, так и со стороны компаний, занимающихся внедрением регламентированного учета с использованием функционала прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2.1».

6. Ведение учета и составление отчетности по МСФО в «1С:ERP Управление предприятием 2.1» [7]. Курс предназначен для специалистов подразделений корпоративной финансовой отчетности, а также лиц, интересующихся спецификой МСФО и отличием международных стандартов от российских правил учета, особенностями внедрения подсистемы на предприятиях заказчика

Следует обратить внимание, что вся функциональность доступна в режиме веб-клиента и в тонком клиенте (на управляемых формах), что упрощает организацию учебного процесса и позволяет проводить обучение дистанционно. Освоить преподавание сертифицированных курсов можно на методических тренингах в 1С:Учебном центре №1 (http://1c.ru/cso/teachers_learning_country.jsp).

Преимущество 1С:ERP  и других решений на базе системы программ «1С:Предприятие 8» –­­ возможность их конфигурирования, доработок под требования конкретного клиента. Для осуществления этого специалисты должны владеть языком программирования платформы «1С:Предприятие 8». В 1С:Учебном центре №1 разработано несколько сертифицированных курсов по конфигурированию в системе «1С:Предприятие 8». Обучение конфигурированию может быть встроено в различные учебные дисциплины. Разработаны рекомендации по встраиванию сертифицированных курсов «1С» в основные программы вузов, новое 4-е издание которых подготовлено специально к Четырнадцатой конференции «Преподавание ИТ в России» [10]. Продолжается акция по льготному обучению и бесплатной сертификации преподавателей на курсах, ориентированных на программирование в «1С:Предприятие 8» – подробнее см. www.1c.ru/top.

При разработке ERP-систем должны учитываться отраслевые особенности предприятий. Своеобразными «предприятиями», организационно устроенными не менее сложно, чем крупное промышленное предприятие или холдинг, являются современные вузы. «1С:Предприятие 8» позволяет построить систему класса ERP для управления университетом, основным элементом которой является «1С:Университет ПРОФ». Более простым аналогичным продуктом для образовательных организаций среднего профессионального образования является «1С:Колледж ПРОФ». Обе системы могут применяться для знакомства студентов с принципами построения ERP-систем на примере бизнес-процессов, существующих в образовательной организации, которые им знакомы. В учебных целях можно использовать ознакомительные онлайн-версии продуктов: https://demo.solutions.1c.ru/portal/index.php?kod=UniversityPROF&type=1; https://demo.solutions.1c.ru/portal/index.php?kod=COLLEGEPROF&type=1 .

Фирма «1С» уделяет внимание взаимодействию с преподавателями УЗ, в частности, проводя ежегодные международные научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании», посвященные использованию технологий «1С» в образовательных организациях. Конференция обычно проводится в первую неделю февраля. В рамках этих конференций обсуждается широкий круг разнообразных вопросов. Конференции вызывают большой интерес. В конференции 2016 г. приняло участие 1763 участника из  700 организаций, более 50% из них – вузы.  Среди рассматриваемых тем были и вопросы, относящие организации обучения ERP[8,9]. Фирма «1С» продолжает расширять спектр встроенных в «1С:Предприятие» ИТ-сервисов, способствующих сокращению издержек организаций, повышению производительности труда, снижению рисков. Всего на текущий момент «сервисный портфель» фирмы  «1С»  на портале информационно-технологического сопровождения portal.1c.ru включает 21 сервис, все они доступны пользователям, заключившим  договор сопровождения 1С:ИТС  ПРОФ, включая учебные заведения с ИТС ПРОФ ВУЗ.  Одно из наиболее перспективных направлений – перевод бумажного документооборота в электронный вид.

В настоящее время ведется активное обсуждение вопросов организации практического изучения ИТ-сервисов в рамках учебных программ вузов и колледжей.  Преподаватели заинтересованы во включении изучения возможностей сервисов в учебные дисциплины. В марте 2016 года в фирме «1С» состоялся круглый стол, в котором приняли участие более 30 преподавателей экономических и технических дисциплин из разных регионов России. Участники круглого стола обозначили круг актуальных для изучения технологий, высказали пожелания к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению преподавания. По итогам обсуждения фирмой «1С» уже реализуется план разработки необходимых для преподавания методик, технических средств и регламентов.

Информационные технологии бурно развиваются. Образовательные организации должны отслеживать эти изменения и постоянно корректировать учебные планы и программы дисциплин. ИТ-вендоры и образовательные организации должны тесно взаимодействовать в процессе совершенствования качества подготовки специалистов.

Список использованных источников
  1. Диго С.М., Нуралиев Б.Г. Совершенствование системы подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями/ Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования) 2–3 февраля 2016 г. /Под общ. ред. проф. Д.В. Чистова. Часть 1. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2016. 620 с.: илл. – стр.7-21. – ISBN 978-5-9677-2511 -1
  2. Материалы для преподавателя ЦСО по курсу «Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием 2.1», М.: ООО «1С», 2016. 253 стр.
  3. Материалы для преподавателя ЦСО по курсу «Управление производством и ремонтами в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2», М.: ООО «1С», 2016. 162 стр.
  4. Материалы для преподавателя ЦСО по курсу «Управленческий учет затрат, финансовый результат в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2», М.: ООО «1С», 2016. 191 стр.
  5. Бюджетирование в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.0», М.: ООО «1С», 2016 - 166 стр.
  6. Материалы для преподавателя ЦСО по курсу «Регламентированный учет в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.1», М.: ООО «1С», 2016. 155 стр.
  7. Ведение учета и составление отчетности по МСФО в «1С:ERP Управление предприятием 2.0», М.: ООО «1С», 2016 - 183 стр.
  8. Власова Л.Г. Организация в вузах лабораторных практикумов с использованием «1С: ERP Управление предприятием 2» / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования) 2–3 февраля 2016 г. /Под общ. ред. проф. Д.В. Чистова. Часть 1. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2016. 620 с.: илл. – стр. 286–290. – ISBN 978-5-9677-2511 -1
  9. Остроумов А.П. Реализация принципов компетентностного подхода на основе использования учебной информационной модели виртуального предприятия на платформе «1С:Предприятие 8» в учебном процессе / Новые информационные технологии в образовании: Сборник научных трудов 16-й международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» в условиях модернизации экономики и образования) 2–3 февраля 2016 г. /Под общ. ред. проф. Д.В. Чистова. Часть 1. – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2016. 620 с.: илл. – стр.88-91. – ISBN 978-5-9677-2511 -1
  10. Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы «1С» в образовательные программы. 4-е издание / под ред. А.Ю. Филипповича. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2016. 172 с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.