home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Астафьева Л.Е., Махалова О.И. (pedcollchelny@mail.ru)
Набережночелнинский педагогический колледж, РТ, г. Набережные Челны

Важной целью образования является формирование образовательно-информационной среды на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс за счет усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения. Новые информационные технологии позволяют повысить содержательную емкость и эффективность учебных занятий со студентами, но при этом они должны обеспечивать формирование таких групп обобщенных информационных умений, которые позволили бы будущему педагогу проводить интегрированные уроки по любой дисциплине с применением информационных технологий.

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс - составная часть современных учебных заведений. Владение информационно-коммуникационными технологиями является одним из элементов профессиональной компетентности современного педагога. Проблема в том, что большинство педагогов и руководителей образовательных учреждений, осваивая основы пользования персонального компьютера, не до конца осознают стоящие сегодня перед ними задачи. Решением проблемы должно стать осознание педагогами целей, методов, способов, приемов включения информационно- коммуникационных технологий в учебный процесс, учитывая не только специфику преподаваемого предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.

Важной целью образования является формирование образовательно-информационной среды на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс за счет усовершенствования традиционных содержательных решений и использования инновационных форм, средств и методов обучения. Новые информационные технологии позволяют повысить содержательную емкость и эффективность учебных занятий со студентами, но при этом они должны обеспечивать формирование таких групп обобщенных информационных умений, которые позволили бы будущему педагогу проводить интегрированные уроки по любой дисциплине с применением информационных технологий; проводить уроки с использованием метода проектов, результатом которых будет, например, создание web-страниц, мультимедийных презентаций и т.д., использовать при проведении практических и лабораторных работ программные средства (обучающие программы, компьютерные практикумы); применять компьютеры и средства наглядности (графики, диаграммы, схемы, рисунки); диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала; изменять (в случае необходимости) логику и способ изложения материала; приобщать к использованию современных информационных технологий учащихся; применять новые информационные технологии при контроле знаний и организации учебного процесса; проводить научный и педагогический эксперимент, уметь обрабатывать и анализировать полученные результаты с использованием новых информационных технологий; накапливать, обрабатывать и использовать интересующую информацию.

При отборе учебных тем для компьютерного обучения педагог должен уметь учитывать следующие критерии: содержание должно способствовать созданию потока информации; материал должен быть адаптирован для учащихся соответствующего возраста и включать различные виды наглядности; практическое содержание должно способствовать построению моделей объектов разного рода и выявлению закономерностей их функционирования; конструкция содержания должна способствовать классификации и систематизации потока информации, предъявляемой учащимся; программные средства должны оптимально соответствовать изучаемому материалу; обеспечивать выбор своего темпа и уровня обучения самим студентом.

Компьютеризация позволяет активизировать деятельность студентов, нагляднее продемонстрировать связь теории с практикой, повысить уровень научности лабораторных экспериментов, приблизив его методы и формы к экспериментально-исследовательским методам изучаемых наук, обеспечить приобщение к современным методам работы с информацией.

Мы условно объединили эти умения в три группы: информационно-исследовательские, информационно-методические, информационно-технологические.

Под информационно-исследовательскими умениями мы понимаем умения, обеспечивающие эффективную исследовательскую деятельность будущего педагога на основе имеющейся информации, полученной из различных источников: печатные носители информации, медиасреды, предметно-игровые среды, компьютеры и сеть Интернет. Термин "информационно-исследовательские умения" отражает неразрывное единство информационной и исследовательской составляющих, так как полученная информация применяется именно в целях ее исследования для создания информационного объекта.

Под информационно-технологическими умениями мы понимаем умения, нацеленные на освоение технологической деятельности, направленной на проектирование и технологическую обработку информационного объекта на основе новых информационных технологий. Содержание термина "информационно-технологические умения" отражает неразрывное единство информационной и технологической составляющих, так как обработка информации осуществляется именно посредством новых информационных технологий.

Под информационно-методическими умениями мы понимаем умения, обеспечивающие готовность будущего педагога к эффективной методической деятельности, т. е. к использованию информационных объектов, новых информационных технологий в предметной методике. Содержание термина "информационно-методические умения" отражает неразрывное единство информационной и методической составляющих, так как означает овладение именно методикой использования информационных объектов, разработанных посредством новых информационных технологий в учебном процессе.

Будущему педагогу необходимо представить наиболее значимые методические цели, реализация которых оправдывает введение новых информационных технологий в учебный процесс: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление контроля с обратной связью, диагностикой и оценкой результатов учебной деятельности; самоконтроль и самокоррекция учащегося; высвобождение учебного времени за счет выполнения трудоемких вычислительных работ; наглядная демонстрация динамики изучаемых процессов; наглядное представление скрытых в реальном мире процессов, наблюдение их в развитии, временном и пространственном движении; графическая интерпретация исследуемых закономерностей; моделирование и имитация изучаемых процессов и (или) явлений.

Важным компонентом обучения становится выявление педагогической целесообразности использования информационных технологий в учебном процессе.

Студентов необходимо ознакомить с различными типами уроков с использованием информационных технологий: изучение нового учебного материала; совершенствование знаний, умений и навыков; обобщение и систематизация; контроль. Необходимо обучать экспертизе и оценке качества, этапам их проектирования и разработке.

Выделенные нами умения относятся к обобщенным умениям.

Для эффективного формирования обобщенных информационных умений на практических и лабораторных занятиях используются следующие проектные задания: написание методической разработки урока с использованием средств новых информационных технологий; знакомство с различными видами электронных образовательных ресурсов и методикой их включения в учебный процесс по предмету; освоение методических подходов по включению учащихся в различные виды учебной деятельности в рамках предмета на основе организации информационной деятельности, использования средств новых информационных технологий; разработка обучающих мультимедийных презентаций в PowerPoint; создание обучающих видеофайлов; создание анимаций; проектирование электронных учебных пособий с элементами мультимедиа, в ходе которого студенты отбирают необходимый теоретический и практический материал; составляют практические и тестовые задания для промежуточного и итогового контроля; разрабатывают экранные презентации; подготавливают методические рекомендации; проектируют дизайн пособия и его реализацию в одной из выбранных сред; создают электронные учебно-методические комплексы по изучению тем курсов; создают методические рекомендации для проведения занятий; практические и тестовые задания; пишут рефераты и доклады; ищут необходимую информацию в Интернете. Творческая активность студентов развивается в процессе обучения графическим программам CorelDraw, Photoshop, а так же происходит развитие навыков трехмерного моделирования.

Решение задач на компьютере позволяет избавить студента от рутинных расчетов и весьма значительно экономит время. С методической точки зрения, выполнение студентами заданий в специализированных пакетах прикладных программ должно поощряться, поскольку пакеты упрощают рутинные математические расчеты. Студенты, использующие математические пакеты, в 2-4 раза быстрее справляются с учебно-практическими задачами. Достоинством пакетов прикладных программ является их сопровождение большим количеством демонстрационного материала. Студенты обмениваются результатами работ и применяют их в своей педагогической практике.

Проектные задания такого направления позволяют обучить студентов использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, методически грамотной организации и проведению занятий в условиях новых информационных технологий, развивать творческий потенциал будущего специалиста.

Использование возможностей информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует:

  • активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости студентов;
  • достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля;
  • повышению уровня комфортности студентов;
  • снижению дидактических затруднений у студентов;
  • повышению активности и инициативности студентов на занятиях и в свободное время;
  • приобретению навыков работы на компьютере.

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь главной цели, которую ставит перед педагогами "Концепция модернизации образования" - подготовка разносторонней развитой личности.

Литература

  1. Журнал "Информатика в образовании"
  2. Бальцюк Н. Б. и др. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. - М., 2002
  3. Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в профтехучилищах. - М., 2005
  4. Герцунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М., 2004
  5. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования / Е.В.Баранова и др. - СПб., 2005
  6. Использование информационной технологии в учебном процессе /Отв. ред. Н. И. Шкиль. - Киев, 2003
  7. Компьютер и образование: Сб. науч. ст. - М., 2005
  8. Матрос Д. Ш. и др. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М., 2005
  9. Новые педагогические информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат и др. - М., 2005

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga