home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА "ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ОФИСНОГО НАЗНАЧЕНИЯ" В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Бобкова Елена Юрьевна (vica3@yandex.ru)
старший преподаватель кафедры "Математика и Информатика"
НОУ ВПО "Самарский институт управления", г. Самара

Ужесточение требований к уровню профессиональной подготовки специалистов экономического профиля обусловлено тенденцией роста потребностей работодателей в квалифицированных кадрах.

Система требований к уровню профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в наши дни формируется в соответствии с динамикой экономических преобразований в стране и тенденцией роста потребности работодателей. Современная экономическая ситуация характеризуется формированием новой концепции рынка, для которой характерны глубокое проникновение информационных технологий, глобализация, ориентация на престижный спрос.

Реализация принципа информатизации образовательного процесса как "процесса обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания", предполагает определение и формирование комплекса информационных технологий, позволяющего подготовить социально-востребованного специалиста в высшем учебном заведении.

Адекватным для подготовки конкурентоспособного специалиста экономического профиля представляется структурирование процесса обучения, направленное на развитие в личности потребности самостоятельной переработки информации, формирование навыков поиска, отбора, творческого переосмысления необходимой информации, что позволит студенту в дальнейшем эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Информационный локальный образовательный ресурс "Программные средства офисного назначения" для студентов экономических специальностей предназначен для использования на занятиях по дисциплине "Программные средства офисного назначения" при размещении его в локальной сети образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Ресур реализован в форме горизонтального web-сайта, интегрирующих большой объем структурированной информации в рамках научно-образовательной тематики, имеющего единое стилевое оформление и единый набор служб, предназначенных для удобного доступа к содержимому данных информационных ресурсов, а также для эффективного управления их содержимым.

Представляется возможным использование данного сайта при проведении практических занятий по дисциплинам "Информационное обеспечение управленческой деятельности" и "Информационный менеджмент".

Курс "Программные средства офисного назначения" базируется на предварительном усвоении студентами основных теоретических положений таких учебных курсов, как "Информатика"" и "Делопроизводство", и направлен на расширение знаний студентов в области эксплуатации программных средств офисного назначения разных уровней и типов.

Данный курс представляет взаимосвязанный комплекс базовых знаний и необходимых практических навыков в информационно-документационной области.

Данный курс вызван к жизни современной стратегией высшего профессионального образования, направленной на усвоение студентами всего многообразия социокультурной информации - от традиционных форм источников и литературы до дистанционного обучения с выходом в Интернет.

Использование образовательного ресурса позволяет сформировать у студентов целостное понимание закономерностей и особенностей информационных процессов в современном обществе, позволяющих ориентироваться в информационном пространстве при решении конкретных научно-исследовательских задач.

Методика применения образовательного ресурса обеспечивает обеспечивать выполнение следующих функций:

  • получение обучаемым основного объема изучаемого материала;
  • постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя в процессе обучения;
  • предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
  • оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения;
  • развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний, умений, навыков;
  • развитие интуиции и ускорение процесса перехода от обучения к самообучению - наивысшей ступени образовательного процесса;
  • привлечение в науку (через задачи, через решения) одаренной молодежи и организация дальнейшей работы в виде выступлений на межвузовских олимпиадах по все более полному выявлению и развитию их способностей, знаний и умений;
  • усиление межпредметных связей дисциплин цикла ЕН и других дисциплин;
  • проверка роста знаний, умений, навыков за прошедший этап и формулировка ориентирование для последующего этапа их развития;
  • проверка наличия у студентов необходимого понятийного аппарата и инструментария для решения проблем математического, системного, информационно-логического и технологического характера.

Информационный образовательный ресурс (сайт) содержит несколько разделов:

  • "Учебный материал" (краткий курс лекций) - учебные материалы по 7 разделам (раздел "Работа в Microsoft Word", "Работа в Microsoft Excel", "Работа в Microsoft Outlook", "Работа в Microsoft PowerPoint", "Работа в Microsoft Access", "Работа в Microsoft FrontPage" "Работа в Microsoft Publisher");
  • "Практические задания" - комплект практических работ (6 работ по каждому разделу);
  • "Тесты" - комплект тестовых заданий по всем изучаемым разделам;
  • "Библиография по ПСОН" - раздел, включающий, помимо списка основной и дополнительной литературы, коллекцию интернет-ссылок на специализированные сайты и сетевые тематические журналы;
  • раздел "Словарь основных терминов".

Сайт содержит медиаиллюстрации: видеофрагменты, поясняющие основные понятия, используемые в работе с программными средствами офисного назначения, таблицы, схемы, графики, рисунки, и т.д.

В образовательном информационном ресурсе используются гиперссылки и фреймовая структура, что позволяет студенту быстро перейти к нужному разделу и при необходимости так же быстро возвратиться обратно.

При работе с разделом "Учебный материал", студент может копировать часть лекционного материала в свою рабочую папку, создавая, таким образом информационную базу для подготовки к различным формам итогового и (или) промежуточного контроля, что позволяет значительно снизить временные затраты на поиск информации и обеспечить наличии курса лекций у студента, вне зависимости от его территориального местонахождения.

Практические задания построены с учетом уровня базовой компьютерной подготовки обучаемого.

Характер таких заданий вариативен: задание-описание, задание-образец, задание-преобразование, задание-исследование и т.д.

Раздел "Практические задания" содержит:

  • упражнения и задания с подробным описанием выполнения всех действий и операций;
  • упражнения и задания, которые выполняются практически без опоры на описание;
  • дополнительные усложненные задания и задания исследовательского характера по изучаемой тематике, требующие более глубоких знаний, стойких умений и навыков работы на компьютере и с данным программным обеспечением.

Описания в разделе "Библиография по ПСОН" расположены в соответствии с содержанием подразделов разделов "Учебный материал" и "Практические задания".

Условные тематические деления источников и литературы визуально обособлены. Порядок расположения материала внутри каждого тематического деления следующий: законодательные и нормативные акты, нормативно-технические документы, учебная и научная литература, литература на иностранных языках, ссылки на ресурсы Internet.

Использование информационного образовательного ресурса позволяет интенсифицировать учебный процесс, организовать эффективную самостоятельную работу студента, закрепить знания, полученные студентами в процессе изучения курса. Основной особенностью построения данного информационного образовательного ресурса на основе интеграции информации, является объединение в единое информационное поле (сайт), с единым стилевым оформлением большого числа различных информационных ресурсов (страниц) профильной тематики.

Основными программно-техническими характеристиками web-сайта являются:

  • единые средства навигации, позволяющие пользователю быстро и просто найти необходимую информацию (сведения практической и методической направленности, теоретический материал по изучаемым проблемам, тесты и т.д.) независимо от места ее хранения;
  • интеграция различных типов данных (графических, текстовых, мультимедийных, пространственных);
  • универсальный набор сервисных служб; единый каталог информационных ресурсов.

Данный сайт является инструментом управления информационными ресурсами по проблемам изучения программных средств офисного назначения, позволяющими пользователям получать доступ к разнообразным структурированным и неструктурированным данным, хранящихся в различных форматах (html, htm, базы данных), и использовать ее не только для решения практических работ, но и для выполнения квалификационных работ.

Сайт интегрирует информационные ресурсы, представляет информацию пользователю в понятном и логичном виде, и обеспечивает взаимодействия со всеми приложениями в едином информационном пространстве.

В информационном образовательном ресурсе реализован разнообразный поиск информации по классификации и обеспечены возможности представления и распространения информационной продукции.

Основными инструментами для этого являются информационные и коммуникационные возможности Web.

При этом используется единый формат метаданных - описание информационной системы.

Сайт не является закрытой информационной системой, что позволяет органично включать в его структуру различные материалы, используемые в рамках преподавания профильных экономических дисциплин, развивая таким образом межпредметные связи, что способствует формированию профессиональной компетентности студента на высоком уровне.

При разработке информационного ресурса использовалась концепция мультимедиа-приложения, особое внимание обращалось на отбор содержанию элементов мультимедиа и их взаимосвязи между собой. Выбор инструментальных средств, для реализации информационного ресурса осуществлялся исходя из возможностей, которыми обладает учебное заведение - в данном случае НОУ ВПО "Самарский институт управления". В качестве инструмента для создания мультимедийных обучающих систем ресурса использовались HTML-технологии. Основными преимуществами HTML-технологий являются: небольшой размер получающихся файлов и, соответственно, более быстрая загрузка из сети; мощный событийно-управляемый язык (используется специальный язык, при помощи которого можно создавать навигацию для страницы).

Информационный образовательный ресурс позволяет пользователю в удобной, доступной и легко понятийной форме ознакомиться со всей интересующей информацией по тематическомим разделам.

Стиль изложения материалов, структурированных в информационном ресурсе, построен с учетом знакомства с основами специфики программных средств офисного назначения.

Для работы с информационным образовательным ресурсом "Программные средства офисного назначения" из локальной сети НОУ ВПО "Самарский институт управления" на компьютере пользователя необходимы: установленная операционная система Windows 9X\ХР, а так же оперативная память от 64 МЬ для более быстрой загрузки изображений, а так же перехода по страницам.

В целом материал пособия излагается в доступной форме, с использованием элементов мультимедиа, что позволяет студентам разобраться в специфики применения современных программных средств MS Office в профессиональной деятельности.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga