home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузьминская Инга Евгеньевна (college@atnet.ru)
преподаватель
ФГОУ СПО "Северодвинский технический колледж", г. Северодвинск

Проблема подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования была и остаётся актуальной.

В связи с этим, перед преподавателями ФГОУ СПО «Северодвинский технический колледж» стоит задача - создать оптимальные педагогические условия для решения вопроса подготовки специалиста, востребованного на рынке труда. Не требует развёрнутых доказательств тот факт, что комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса является одним из условий, обеспечивающих качество профессионального образования. На наш взгляд, сегодня значительная часть обучающихся не хотят и не могут учиться, уровень их социальной и интеллектуальной готовности не соответствует требованиям, которые предъявляются обучающимся отраслевым стандартом. Поэтому имеется существенный разрыв между требованиями к будущему профессионалу и его готовностью овладеть выбранной специальностью.

В этих условиях единственный выход – заинтересовать студентов. Учеба должна быть занятием увлекательным, творческим, радостным. Отсюда, одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива является не только разработка соответствующего комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса, но и совершенствование формы его представления и подачи для наиболее эффективного применения в процессе обучения студента выбранной им специальности.

Научными исследованиями доказано, что студент, слушая, запоминает 15% , слушая и созерцая-65%, слушая, созерцая и «делая» – до 80%-85% информации. Этому критерию как нельзя лучше соответствует представление учебно-методического обеспечения образовательного процесса в электронном виде. Его внедрение дает возможность индивидуализации и дифференциации процесса обучения, предоставляет расширенные возможности предъявления учебной информации, способствует повышению активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности, в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности, что, в свою очередь, влияет на повышение качества образовательного процесса.

Решение данной задачи, на наш взгляд, зависит от следующих факторов:

  1. уровня ИК-компетентности преподавательского состава, прежде всего, преподавателей спецдисциплин;
  2. материально-технической базы учреждения;
  3. использования потенциала студентов в образовательном процессе.

В колледже были организованы курсы начинающих пользователей ПК для преподавателей, на которых они имели возможность изучить программы, входящие в пакет Microsoft Office. Анкетирование показывает, что на сегодня 95% преподавателей колледжа умеют работать с данными приложениями.

В СТК накоплен интересный опыт использования компьютерных учебных курсов и разнопрофильных программ. Однако типовые обучающие программы не в полной мере соответствуют образовательным стандартам средних профессиональных учреждений.

С целью создания электронных учебно-методических материалов и их использования в образовательном процессе часть преподавателей педколлектива прошла курсы повышения квалификации по направлениям: информационно-коммуникативные технологии (г.Санк-Петербург, Технологический университет); информационные технологии в образовании (г.Москва, институт ЮНЕСКО).

Преподаватели колледжа совместно с ведущими инженерами предприятий центра атомного судостроения России участвуют в постоянно действующих семинарах «Системы автоматизированного проектирования конструкторской и технологической документации и управления производством».

Знания, полученные на курсах, семинарах преподаватели передают коллегам через работу в творческих группах педагогов по проблемам: «Создание электронных учебников и их использование в образовательном процессе», «Создание мультимедийных пособий и их применение в образовательном процессе», «Обобщение педагогического опыта в электронном виде».

Процесс создания собственных электронных учебно-методических материалов достаточно трудоемкий для педагога. Привлечение студентов к разработке программ по дисциплинам представляется очевидным, этому способствуют факультативные занятия: «Компьютерная графика», «Основы web-дизайна», «Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности». В колледже действует мини-пресс-центр, создана фильмотека аудиторных и внеаудиторных учебных занятий, смонтированы фильмы для профориентационной работы в образовательных учреждениях города и Архангельской области. Находится в разработке учебный фильм по спецдисциплинам специальности «Судостроение». Студенты старших курсов, обладающие достаточно высоким уровнем умений и навыков в работе с ПК, совместно с преподавателями создают электронные учебники на гипертекстовой основе по учебным дисциплинам.

Мы четко осознаем, что ЭВМ не может заменить преподавателя. Более того, она не может выполнить многие из тех функций, которые осуществляют педагоги. Поэтому мы не призываем пренебрегать традиционными методами обучения. Однако студенты, имеющие склонность и желание обучаться по избранной специальности через призму своих интересов, а именно через компьютеризацию, должны получать в образовательном заведении данную возможность. Мы должны заразить идеей компьютеризации каждого преподавателя. На наш взгляд, тот, кто не попробовал создать свой программный продукт, не захочет использовать и чужую программу, попробует обойтись традиционными методами преподавания. Поэтому сотрудничество студентов и преподавателей по разработке программ по учебным дисциплинам представляется очевидным.

Опыт использования электронных учебно-методических материалов в профессиональном образовании показывает, что преподаватель освобождается от рутинной работы при подготовке к учебному занятию, повышается активизация познавательной деятельности студента на занятии, его мотивация, что, в свою очередь, способствует качеству образования.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga