home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ГУМАНИТАРНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Онокой Людмила Сергеевна (dvl-studio@narod.ru)
д.соц.н., декан факультета информационных технологий, профессор
Российский государственный социальный университет, г. Москва

Информатизация всех сфер деятельности человека требует от высшей школы наполнения профессиональных образовательных программ дисциплинами, обеспечивающими развитие у студентов соответствующих знаний, умений и навыков. С этой целью практически все государственные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) гуманитарного профиля включают дисциплину "Информатика" или "Математика и информатика".

Известно, что информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Таким образом, эта наука включает теоретические и практические знания, необходимые выпускнику высшей школы.

Следует отметить, что преподавание дисциплины "Информатика" начинается еще в средних образовательных учреждениях. Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов для обязательного ее изучения. Содержательно эта дисциплина включает основы теоретической информатики: дискретизацию и кодирование, системы счисления, моделирование и алгоритмизацию и т.д., а также начала прикладной информатики: архитектура компьютеров и компьютерных сетей, программное и техническое обеспечение компьютеров.

В высших учебных заведениях дисциплина "Информатика" традиционно читается на первых-вторых курсах и является дисциплиной общематематического и естественнонаучного цикла. Если провести сравнительный анализ государственных стандартов высшего профессионального образования различных специальностей по данной дисциплине, то необходимо отметить, что они практически мало отличаются между собой. Кроме того, дидактические единицы ГОС ВПО в значительной степени дублируют программу этой дисциплины среднего образования.

В этой ситуации можно предположить, что дисциплина "Информатика" высшего профессионального образования по содержанию незначительно отличается от этой дисциплины среднего образования. На практике это действительно так, хотя, казалось бы, разнообразие информационных технологий и фундаментальность теоретической информатики дают широкий простор для совершенствования знаний в рамках высшего профессионального образования. Почему же это не происходит? Причин здесь несколько:

  1. многие студенты особенно гуманитарных специальностей демонстрируют крайне слабые знания по этому предмету, объясняя свое незнание отсутствием или некомпетентностью школьного преподавателя по информатике, необязательностью изучения этого предмета в школе;
  2. углубление знаний в сфере теоретической информатики требует от аудитории определенного уровня знаний высшей математики, которого у студентов гуманитарного профиля нет;
  3. изучение прикладных программ, ориентированных на будущую профессию, имеет ограничение, в связи с отсутствием знаний в профессиональной сфере у студентов младших курсов.

Таким образом, студенты гуманитарных специальностей получают практические знания в сфере информационных технологий, изучая Пакеты программ общего назначения, входящие в состав Microsoft Office (MS Word, Excel, Access, Power Point). Не вызывает сомнений полезность этих знаний и навыков, которые используются в дальнейшем студентами для подготовки текстовых документов (рефератов, курсовых и дипломных проектов, научных статей и т.д.), осуществления различного рода вычислений, создания презентаций своих творческих работ.

Вместе с тем, в рамках дисциплины "Информатика" студенты не получают знаний о специализированных информационных технологиях, ориентированных на их будущую профессиональную деятельность. Как уже подчеркивалось ранее, на младших курсах они еще не готовы к их изучению. На старших курсах, когда осуществляется освоение общепрофессиональных и специальных дисциплин, в ГОС ВПО гуманитарных специальностей явно не прописаны дисциплины, предполагающие изучение информационных технологий в профессиональной деятельности, что дает право каждому учебному заведению самостоятельно решать вопрос о включении таких дисциплин в учебный план.

Подводя итог всему вышесказанному, в настоящее время для подготовки высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля, способных соответствовать требованиям современного рынка труда, по нашему мнению необходимо:

  1. улучшить качество подготовки по информатике выпускников средних школ;
  2. ввести в перечень дидактических единиц по дисциплине "Информатика" ГОС ВПО единицы, обеспечивающие получение начальных знаний и навыков в области использования информационных технологий в профессиональной сфере;
  3. предусмотреть в ГОС ВПО дисциплины, обеспечивающие выпускников знаниями информационных технологий в профессиональной сфере;
  4. включить в качестве обязательного в структуру дипломного проекта (работы) выпускника раздел, предполагающий исследование в профессиональной сфере с использованием информационных технологий.

Предлагаемые нововведения позволят выпускникам высшей школы гуманитарных специальностей полностью профессионально раскрыться в современном информационном обществе.

 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga