home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ПРИМЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ НА КАФЕДРЕ "КИБЕРНЕТИКА" МИФИ

Петухова Елена Анатольевна (helene@cyber.mephi.ru)
старший преподаватель, заместитель декана факультета "Кибернетика"
Рябов Виталий Андреевич (vriabov@cyber.mephi.ru)
инженер
Московский инженерно-физический институт (государственный университет), г. Москва

Аннотация
Подготовка ИТ-специалистов в настоящее время требует от высшей школы создания новых и трансформации старых форм обучения. При подготовке ИТ-специалистов должна учитываться специфика ИТ-отрасли, а обучение должно вестись в тесном сотрудничестве с компаниями - потребителями кадров. В докладе обсуждается компонентный подход и модели взаимодействия ВУЗа с предприятиями при определении содержания и форм индивидуальной профессиональной подготовки ИТ-специалистов на факультете "Кибернетика" МИФИ, а также приводятся конкретные примеры взаимодействия ВУЗа с предприятиями.

Введение

В последние годы существуют несколько точек зрения на пути подготовки выпускников ВУЗов [1]. Каждая из них подразумевает различный набор получаемых студентом знаний, навыков и умений и форм их преподавания - либо больший упор делается на фундаментальное образование, на базе которого студент получает практические навыки (зачастую недостаточные), либо больший упор делается на прикладные навыки, в результате чего специалисту приходится переучиваться при появлении каждой новой технологии.

Многолетний опыт взаимодействия кафедры "Кибернетика" МИФИ с различными предприятиями ИТ-отрасли показывает, что возможно успешное сочетание "фундаментального" и "прикладного" подходов, в результате которого выпускаемые специалисты имеют базовые знания и знания по специальности, а знания по специализации получаются одновременно с практической работой на предприятиях.

Методика подготовки

Это достигается путем использования трехзвенной структуры взаимодействия - "Студент-ВУЗ-Предприятие". В результате работы подобной схемы возникает множество положительных факторов, которых невозможно добиться без тесного взаимодействия ВУЗов и предприятий:

  • повышение квалификации преподавателей;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • совместная подготовка студентов как ВУЗом, так и предприятием;
  • передача новых технологий на предприятия;
  • проведение научно-исследовательских работ на актуальные темы;
  • профильное ("заказное") обучение ВУЗом студентов.

Подобная компонентная схема формирования плана обучения позволяет отслеживать современные тенденции в развитии и потребности отрасли [2]. При этом взаимодействие с предприятиями зачастую строится в форме образования совместных учебно-научных лабораторий, в которых обучаются студенты и проходят переподготовку специалисты. С большинством предприятий-партнеров, которые сотрудничают с научными группами кафедры и с другими лабораториями, заключаются договора о базовых предприятиях. В рамках таких договоров предприятия предоставляют свои площади, методические материалы, технологии, оборудование, специалистов-консультантов, преподавателей и пр. Конкретный состав задействованных ресурсов определяется целями и задачами предприятия и кафедры.

Процессы подготовки специалистов в интересах предприятий ИТ-отрасли и организации различных форм обучения сильно отличаются, поэтому в результате накопленного на кафедре опыта был выработан унифицированный подход к декомпозиции форм обучения по различным параметрам.

Конкретными примерами работы схемы "Студент-ВУЗ-Предприятие" могут служить взаимодействия кафедры "Кибернетика" МИФИ с такими предприятиями ИТ-отрасли, как Microsoft, ВП "БАРС", InterSystems Corporation и ООО "Летограф". Отдельным примером может служить курс "Технология программирования", читаемый на 4-ом курсе кафедры "Кибернетика" МИФИ.

Профильная подготовка в учебно-научных лабораториях, разработка учебных курсов

Американская компания InterSystems Corporation заинтересована в подготовке специалистов по использованию конкретного продукта (СУБД Caché). Эти специалисты необходимы не столько для самой компании-производителя продукта, сколько для предприятий ее партнеров, занимающихся разработкой прикладных систем на базе упомянутого продукта. Поэтому в интересах подобной подготовки была организована совместная лаборатория InterSystems-MEPhI, которая фактически является центром переподготовки специалистов, уже имеющих опыт работы в отрасли.

Взаимодействие с данной компанией ведется по нескольким направлениям - от подготовки специалистов по использованию СУБД Caché до разработки обучающих курсов по элементам СУБД Caché и ее интеграции с другими приложениями. Так в рамках последнего была разработана методика проведения обучающих экспресс-курсов, которые помогали бы быстро получить базовую информацию и начальные практические навыки по новым технологиям.

Компания "Летограф", являющаяся одним из лидеров по внедрению систем документооборота в России, открыла на кафедре "Кибернетика" лабораторию "Школа Летограф", направленную на подготовку молодых специалистов без отрыва от учебного процесса, способных самостоятельно вести проекты по созданию и продвижению на рынок информационных систем. Открытие данной лаборатории являлось решающим фактором для начинания совместного проекта кафедры "Кибернетика" МИФИ и компании "Летограф" по совместному созданию системы документооборота.

Курс "Верификация и сертификация программного обеспечения"

Другим примером может служить взаимодействие с московским предприятием ВП "БАРС", работающим в области тестирования авиационного бортового программного обеспечения. Опыт показал, что найти готовых специалистов на рынке труда практически невозможно. Предприятие пошло на внедрение своих технологий в учебный процесс кафедры, выделение специалистов для проведения учебных занятий, предоставление своих площадей для организации лабораторной базы. Специализации студентов которые проходят подготовку в этой лаборатории осуществляется в области верификации встроенного программного обеспечения бортовых систем.

В рамках взаимодействия с ВП "БАРС" на кафедре "Кибернетика" МИФИ был разработан учебный курс "Верификация и сертификация программного обеспечения" [3], поддержанный грантом Microsoft. Данный курс аккумулирует опыт, знания и навыки сотрудников кафедры, работающих долгие годы в области верификации программного обеспечения. Примечательно, что в разработке, а также преподавании, данного курса участвовали студенты кафедры "Кибернетика".

Учебный курс "Технология программирования"

Курс "Технология программирования", читаемый на 4-ом курсе кафедры "Кибернетика" МИФИ, является центральным курсом учебного процесса подготовки ИТ-специалиста. Данный курс состоит из двух частей: лекции, на которых освещаются основные области программной инженерии [4], и семинарские занятия.

Специфика семинарских занятий данного курса следующая:

  • выполнение большого программного проекта;
  • групповая разработка (15-20 студентов) проекта;
  • применение международных стандартов при разработке;
  • написание всей необходимой проектной документации;
  • применение механизмов контроля качества создаваемого программного продукта;
  • моделирование в процессе работы нехватки ресурсов и изменчивости требований к проекту.

Взаимодействие ВУЗа с предприятиями становится важнейшим фактором для получения реальной задачи решаемой в учебном курсе, а также позволяет иметь мотивацию для качественного выполнения проекта.

Взаимодействие с предприятиями может иметь различные формы:

  • Проведение конкурсов между командами-участниками курса. В финале конкурса команды защищают свои проекты; выигравшая команда получает хорошие оценки без проведения экзамена. Данный вариант является аналогом некоторого тендера крупной компании на максимально эффективное освоение инвестиций в развитие компании;
  • Проведение конкурса, по итогам которого все команды-участницы распределяются по местам. Каждая команда в соответствии с занятым местом получает определенное количество балов, которое распределяется между членами команды как рекомендуемая оценка на экзамене;
  • Предварительный опрос компаний-партнеров кафедры на их потребности в программных системах. Далее формирование подходящего списка потребностей партнеров, на основании которого может выполнятся групповой проект;
  • Победившая команда рекомендуется на конкурс проектов по разработке программных проектов (например, СТАРТ, УМНИК, ПУСК) с целью получения гранта для дальнейшего развития проекта.

Возможно также применение смешанного формата подобных воздействий на мотивацию студентов при участии в командной разработке.

Итак, решая реальную практическую задачу, студенты получают опыт групповой разработки. Это позволяет утверждать, что подобная методика преподавания учебного курса "Технологии программирования" качественно повышает уровень подготовки студентов и позволяет им легче интегрироваться в реальные коллективы разработчиков программного обеспечения при дальнейшем трудоустройстве.

Литература

  1. Синицын С.В., Налютин Н.Ю., Петухова Е.А., Садчиков С.М. Вопросы автоматизации контроля знаний при подготовке современных ИТ специалистов // Открытое образование. - 2006. - №4
  2. Кузовкин А.В., Синицын С.В. и др. Проблемы современных технологий создания программных систем и обучение этому студентов технических вузов // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. - 2001. - № 9
  3. Синицын С.В., Налютин Н.Ю. Верификация программного обеспечения: Учебное пособие. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 368 с
  4. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах: пер. с англ. - М.: Интернет Университет Информационных Технологий,2007. - 462 с
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga