home Преподавание Информационных Технологий в России
Открытая всероссийская конференция

АПКИТ
Конференция

Информационное сообщение

Место проведения

Программа конференции

Участники

Фоторепортаж

Программный комитет

Программный комитет

Спонсоры
Информ. спонсоры
Орг. поддержка

ЛАНИТ-ТЕРКОМ

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ружников Михаил Сергеевич (ruzhnikov@mail.ru)
заместитель директора по НМР
МОУ СОШ № 65 с углублённым изучением отдельных предметов г.Иркутска

Информатизация - это проникновение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация - это одна из важнейших идей, порожденных особенностями развития современной цивилизации, которая прочно стала достоянием массового сознания.

Информатизация образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры. В обстоятельствах широкого повсеместного внедрения компьютерных технологий наблюдается усиление потребности личности осмыслить своё место и роль в происходящих переменах. Кроме того, именно с позиции личности всё чаще определяются цели и результаты прогресса [1].

Личность можно представить как совокупность компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность. Ключевые компетенции основываются на свойствах личности и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на психологические функции человека, имеют широкий практический контекст, обладают высокой степенью универсальности.

Для образовательной практики и в тематике исследования можно выделить следующие ключевые суперкомпетентности:

  • коммуникативная компетентность;
  • информационная компетентность и т.д.

Существует много определений понятия "коммуникативная компетентность". Обратимся к классикам: "коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения" (Петровская Л.А., 1989 [2]), "коммуникативная компетентность - ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения" (Емельянов Ю.Н., 1985, с.11 [3]).

Информационная компетентность обозначается как "владение информационными технологиями - умение работать со всеми видами информации" (Селевко Г.К, 2005 [4]).

В "Концепции модернизации российского образования до 2010 года", говорится о том, что "должна формироваться новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования" [5].

Именно на педагогический состав возложена эта миссия - "формирование современных ключевых компетенций обучающихся". Но для этого нужно обучить педагогов работать не только на формирование ЗУН, а на формирование ключевых компетенций, т.е. педагогу нужны качественно новые характеристики педагогической деятельности, которая стала мобильной, разнообразной и не укладывается в рамки единой универсальной теории, нужны новые смыслы для тех традиционных педагогических понятий и концепций, которые реально действуют и не утратили актуальность.

По мнению учёных, сегодня общество находится в стадии перехода от индустриального типа к информационному. Весь мир окутан системами связи, коммуникацию. Поэтому молодой человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями, лавировать в информационном потоке жизни. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой [6].

Формирование информационной культуры студента, адекватной современному уровню и перспективам развития информационных процессов и систем, возможно только при комплексном использовании информационных технологий в учебном процессе как совокупности трех взаимосвязанных компонентов - объектов, инструментов изучения специальных, а также общеобразовательных дисциплин и новых образовательных технологий. Разделы информатики, соответствующие стандарту среднего специального образования и включающие основу информационной культуры, техническую базу информационных технологий, системное программное обеспечение и основы программирования, изучаются в ВУЗе, но одних занятий информатики недостаточно. Учебному процессу требуются новые интегрированные курсы, одновременно реализующие идеи индивидуальных образовательных траекторий учащегося и классическое образование.

На химическом факультете Иркутского государственного университета для студентов, получающих дополнительную квалификацию "Преподаватель" проводится курс "Информационные технологии в преподавании химии". В рамках курса студенты получают навыки использования информационных технологий в педагогической деятельности. Создавая телекоммуникационные проекты в рамках изучения курса у студентов идет совершенствования их информационной культуры.

Можно сказать, что освоение информационной культуры - это взаимонаправленный коммуникативный процесс, для которого справедливы все основные закономерности коммуникативной деятельности.

Педагог должен быть готовым передать способность к продуктивному общению учащимся, сделать общение со сверстниками, социальными партнерами успешным, поднять уровень информационной культуры, коммуникативной компетентности.

Одна из причин подобных вопросов - недостаток знаний о сущности и особенностях коммуникативной деятельности, что говорит о низком уровне коммуникативной компетентности педагога.

Вовлекая педагога уже со студенческой скамьи в процесс информатизации образовательного пространства, как школы, так и города, области, России, создавая среду, в которой студент не становиться заложником одной единственной структуры связей, и которая способна адаптировать и изменять свои установки, ценности и взгляды, лежащие в основе ее структур, культуры и операций, мы перейдём к способности управлять фундаментальными изменениями, что является ключевым признаком "обучающейся личности". Также важным фактором в данном случае выступает стратегический успех.

Литература

  1. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч. 1. Обучение: Учеб.пособие. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 162 с
  2. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ, 1989
  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.:ЛГУ, 1985
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологи на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005
  5. "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 [Электр. ресурс] СПС Гарант
  6. Извозчиков В.А. Школа информационной цивилизации: "Интеллект-XXI". - М.: Просвещение, 2002, С. 16-18
 

В начало :: О конференции :: Программа :: Доклады :: Контакты

Техническая поддержка сайта:
Copyright © АП КИТ, 2005
hosted by TERCOM
webmasters: perez&helga