ФОРСАЙТ «ФАКУЛЬТЕТ - 2030»

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Авторы: Фирсов Александр Дмитриевич 1, Кандидат физико-математических наук, Доцент, Громов Василий Александрович 2, Доцент
1 Университет таможенного дела и финансов, 2 ДНУ

Современная магистратура подразумевает два варианта подготовки – квалификационный и научный. В обоих случаях к магистрантам предъявляются требования к умению выполнять ситуационное прогнозирование, которое позволяет оценить текущее положение дел в исследуемой предметной области, определить ключевые факторы влияния и, соответственно, выбрать приоритетные направления в работе. В качестве одного из инструментов обучения такого рода прогнозированию, а также обучению коллективной работе, на факультете прикладной математики применятся сценарный анализ.

Применение сценарного анализа включает умение применять знания сосредоточенные в различных областях человеческой деятельности, при этом раскрывая потенциал каждого участника рабочей группы.

Один из проведенных форсайтов был посвящен теме будущего факультета прикладной математики, как ключевого игрока на рынке подготовки ит-специалистов.

Далее приведем ряд выводов полученных в результате анализа. Можно предположить, что перспективы развития будут схожими и для других факультетов, которые занимаются подготовкой по направлениям информационных технологий, инжиниринга и прикладной науки.

Первая ось – финансирование – может кардинально увеличиться, может остаться неизменным.

Вторая – появление неклассической формы образовательного процесса либо же образовательный процесс протекает в рамках лекционно-семинарской системы.

Прогноз по выделенным параметрам выглядит как три характеристики – содержание, форма образовательного процесса, динамика.

Параметры описаны ниже:

1. Факультет как бренд (неклассическая, увеличение).

2. Факультет как научный центр (классическая, увеличение).

3. Продолженное настоящее (классическая, сохранение).

4. Факультет как сервер (неклассическая, сохранение)

Каждый из пунктов наполняется следующими идеями (тезисно).

Факультет как бренд

• Лекции и практики слушаются студентами в  индивидуальном порядке (источник – порталы крупных образовательных корпораций).

• Факультет не привязан к конкретному зданию.

• Факультет – сообщество сертифицированных преподавателей (сертификация проводится, как фирмами, так и другими факультетами).

• Диплом тождественен набору сертификатов.

• Абсолютная вариативность образовательной траектории.

Факультет как научный центр

• Постепенное слияние университетов и научных центров.

• Преподаватели – специалисты, достигшие значительных результатов в своей области.

• Сдвиг к научной парадигме.

• Увеличение доли финансирования от грантов.

• Увеличение научного и инженерного уровня факультета.

• Множество связанных с факультетом стартапов.

• Уменьшение количества лекций и занятий.

• Возрастание уровня образования.

• Увеличение вариативности программы.

• Усиление материальной базы.

• Увеличение междисциплинарности курсов

• Увеличение межфакультетского взаимодействия.

• Увеличение требований к студентам

Повышение престижа факультета и усиление взаимодействия с элитными школами.

Продолженное настоящее

• Снижение качества преподавания и адекватности преподавательского состава.

• Утрата системности высшего образования.

• Снижение уровня абитуриентов.

• Упрощение процесса поступления.

• Снижение уровня сложности контрольных работ.

• Окончательный переход к тестовой системе контроля знаний.

• Значительная часть подготовки специалистов осуществляется предприятиями, заинтересованными в ит-специалистах.

Факультет как сервер

• Факультет – единый электронный ресурс (учебный план с заданиями, библиотека).

• Существует Student Community (все помогают всем - peer-to-peer education), в котором функционирует система искусственного интеллекта, способная отвечать на стандартные вопросы.

• Диплом эквивалентен определенному набору сертификатов.

• Вступительные экзамены – тестирование подобное сертификационным центрам.

• Индивидуальные образовательные траектории, нет жестких сроков обучения.

Выделенные тенденции можно оценивать с различных точек зрения, но готовится к будущему или готовить будущее уже можно начинать.

Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  сценарный анализ, прогноз

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.