Компьютерные тренажеры для получения навыков противодействия ИКТ-угрозам

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Авторы: Житенёва Ирина Андреевна 1, Лопатин Дмитрий Валерьевич 2, Кандидат физико-математических наук, Доцент
1 Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, 2 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Тренажеры как метод обучения, позволяют моделировать информационные ситуации, пройти предложенную критическую ситуацию, понять последствия реализации угрозы из-за своих неверных действий. Действия пользователя за тренажером могут быть не только в виде линейного исполнения алгоритма, но и как игра-квест. Анализ последовательности действий пользователя для решения определенной практической задачи позволяет повысить качество обучения.

Среди основных причин совершения киберпреступности эксперты называют безграмотность населения. В работах [1-4] показано, что пользователи некомпетентны в борьбе с угрозами информационного характера (нежелательный контент, фишинг, манипулирование сознанием и действиями в сети, вредоносное ПО). Необходимо уделить внимание развитию навыков практической безопасности пользователей в области блокирования информационно-коммуникационных угроз. В современной образовательной практике компьютерные тренажеры становятся наиболее распространенным и доступным средством для профессиональной подготовки специалистов разного уровня квалификации. Тренажеры как метод обучения, позволяют моделировать информационные ситуации, пройти предложенную критическую ситуацию, понять последствия реализации угрозы из-за своих непосредственных действий.

Действия пользователя за тренажером могут быть не только в виде линейного исполнения алгоритма, но и как игра-квест (ложные направления и запутывание развития сюжета, ловушки, различные вводные к заданию и т.д.).

Для тренировки пользователя важно чтобы в тренажере были доступны не только инструменты для блокировки угрозы, но и бесполезные, труднозатратные и неверные решения. Например, для задания «На компьютере появился баннер блокирующий доступ к ПК. Ваши действия?» можно предложить переустановить операционную систему, обратиться за помощью к «специалисту», перейти в безопасный режим, обновить антивирус, воспользоваться лечащей утилитой, отправить смс или положить деньги на указанный номер для получения кода разблокировки баннера, удалить баннер самостоятельно и т.д. В задании «При проверке антивирусом накопителя был обнаружен вирус. Ваши действия?» можно рассмотреть следующие варианты решения проблемы: отформатировать носитель, скопировав нужные файлы на жёсткий диск; удалить файл, содержащий вирус; ничего не предпринимать; отключить антивирус, потому что на носителе не может быть вируса; выбросить носитель, так как он заражен; отформатировать носитель, предварительно поместив файл, содержащий вирус, в карантин; подтвердить перемещение файла, содержащий вирус, в карантин; отправить файл другу и спросить, что с ним делать и т.д. Для задания «Какие действия необходимо принять в борьбе с манипуляторами в социальной сети?» можно предложить следующие варианты: заблокировать обидчика; написать жалобу модератору или администрации сайта; потребовать удаление аккаунта обидчика; не вступать в любые прения с агрессором; требовать защиту со стороны правоохранительных органов; покинуть ресурс контролируемый манипулятором; собрать достаточную “доказательную базу” (cохранить свидетельства переписки, контактов со злоумышленником, скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.); использовать программные методы блокирования манипулятора; сообщать информацию о попытках кибернасилия третьим лицам (друзьям, педагогам, руководству, родителям); удалить свою личную информацию и т.д.

Программное обеспечение тренажера может анализировать последовательность действий пользователя для решения определенной практической задачи и в случае неудачного попытки предложить отправиться на обучающий ресурс или пройти заново предложенную ситуацию. Для повышения качества обучения целесообразно применять тренировки пользователей в процессе многократного выполнения модельных критических ситуаций и объяснять причины их невыполнения только после успешного прохождения задания.

БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ грант № 15-16-68009 и РФФИ грант № 15-07-08378. 

Список использованных источников
  1. Лопатин Д.В., Королева Н.Л., Анурьева М.С., Лопатина М.В., Калинина Ю.В., Житенёва И.А., Кириллова В.О. Динамика угроз информационно-коммуникационного характера в молодежной группе // Вестник Тамбовского университета. Серия: естественные и технические науки. 2016. Т. 21. № 1. С.154-160
  2. Остапчук К.А., Житенева И.А., Лопатина М.В., Анурьева М.С., Королева Н.Л., Лопатин Д.В. Отношение к проблеме ИКТ-угроз в молодежной группе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. Т. 25. № 1. С. 69-73.
  3. Лопатин Д.В., Анурьева М.С., Лопатина М.В., Заплатина Е.А., Калинина Ю.В., Еремина Е.А., Шевлягина М.А. Безопасность пользователей инфокоммуникационных технологий. Гуманитарный аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 2. С. 652-655.
  4. Лопатин Д.В., Анурьева М.С., Еремина Е.А., Заплатина Е.А., Калинина Ю.В. Информационно-коммуникационные угрозы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. Т. 22. № 2. С. 148-155.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  информационно-коммуникационные технологии, угрозы, тренажеры, пользователь

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.