Решение задач интеграции программ автоматизированной проверки индивидуальных заданий студентов в электронную образовательную среду

Прием тезисов завершен. Вы можете только разместить черновик.
Автор: Бакулева Марина Алексеевна, Кандидат технических наук, Доцент
ФГБОУ ВПО "Рязанский государственный радиотехнический университет"
Рассматриваются основные подходы к реализации дистанционного образовательного ресурса с возможностью интеграции программных средств обработки результатов индивидуальных заданий студентов. Рассматриваются методические и технические особенности обмена информацией между студентом и тьютером посредством разработанных программ, а также особенности интерпретации полученных результатов.
В докладе приводятся основные подходы к реализации дистанционного образовательного ресурса с возможностью интеграции программных средств обработки результатов индивидуальных заданий студентов. Рассматриваются методические и технические особенности обмена информацией между студентом и тьютером посредством разработанных программ, а также особенности интерпретации полученных результатов.

Использование дистанционных образовательных технологий имеет ряд преимуществ, в том числе возможность организации обучения большого числа студентов независимо от   месторасположения обучающихся [1]. Дистанционное обучение основано на принципе самостоятельного обучения студентов под руководством преподавателей и позволяет выбирать удобное время для занятий. Оно предполагает интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом, свободный доступ к информационным ресурсам вуза и сети Интернет, быструю доставку учебных материалов в электронной форме.

Основной целью представленной работы является разработка фрагмента дистанционной образовательной системы, который объединяет в себе свойства учебника, задачника и лабораторного практикума.

Одной из важнейших составляющих учебного процесса является контроль знаний  обучающихся. Опыт использования дистанционных образовательных ресурсов показывает, что наиболее трудоемким для тьютора является этап проверки самостоятельной работы обучающихся особенно в предметных областях, где возможно неограниченное число вариантов исходных данных. Очевидно, что автоматизация этого процесса с возможностью интеграции в дистанционную образовательную среду является важной актуальной задачей, имеющей большое практическое значение.

В проводимой разработке специальные компьютерные программы осуществляют анализ конкретного варианта задания, проверку ответов обучаемого, хранение в памяти компьютера результатов, которые могут быть впоследствии использованы преподавателем. 

Целесообразность использования компьютерных технологий для проверки расчетов студентов заключается в том, что с одной стороны, это  позволит уменьшить объём рутинной работы экзаменатора (снизить влияние «человеческого фактора» на результат контроля), с другой стороны, допускает возможность применения всего многообразия средств, которыми вооружены компьютерные технологии.

Разработка проводится в рамках электронного образовательного ресурса по курсу “Мягкие вычисления” с автоматизированной системой проверки типовых расчетов студентов. Электронный образовательный ресурс представлен в дистанционной форме.

Для реализации поставленной цели исследования и организации полноценной интеграции с электронным ресурсом, при  разработке необходимо обеспечить:

1.      Предоставление  учебного материала студентам в рамках курса «Мягкие вычисления» по следующим разделам:

·         Нечеткие множества;

·         Определение функций принадлежности нечетких множеств;

·         Операции над нечеткими множествами и отношениями.

2.      Промежуточную проверку знаний студентов по пройденному материалу с использованием разработанной программной системы.

3.      Методическую поддержку процесса взаимодействия между преподавателем и студентами через электронную образовательную среду.

Система представляет собой программный продукт, состоящий из пяти модулей, реализующих проверку знаний студентов по основным темам, представленных в дистанционном курсе “Мягкие вычисления”[2].  Для загрузки исходных данных разработанных программных модулей в структуре данного курса предусмотрен  ресурс типа файл - «шаблон для вычислений», который представляет собой документ Microsoft Word с ограниченным режимом редактирования. Шаблон используется студентами для предоставления результатов выполнения заданий в заданном виде. Задания, выполненные студентами на основе шаблона, впоследствии анализируются разработанной программой.

Также для преподавателя предусмотрена автоматизация учета успеваемости студентов, с возможностью генерации отчетных ведомостей [3].

Таким образом, решены важные задачи интеграция программ автоматизированной проверки индивидуальных заданий студентов в электронную образовательную среду. Разработанные программные решения позволяют уменьшить трудоемкость работы тьютора по проверке самостоятельных типовых расчетов студентов, а также увеличить объективность и прозрачность оценивания работ студентов.

Список использованных источников
  1. Бакулев А.В., Бакулева М.А., Авилкина С.В. Новые информационные технологии в формировании единого информационного пространства при изучении теории графов. Экономика, Статистика и Информатика. Вестник УМО. Научно-практический журнал. Выпуск 4. Москва: МЭСИ, 2013. С. 3-6
  2. Бакулев А.В., Бакулева М.А. Применение вейвлет-преоб¬разования для анализа данных хранилища (статья) Вестник РГРТУ. Научно-технический журнал. Выпуск 21. Рязань: РГРТУ, 2007. С. 57-60
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Магистратура
Ключевые слова  Дистанционные образовательные технологии, дистанционные образовательные ресурсы, автоматизированная система обработки результатов индивидуальных заданий студентов.

По вопросам спонсорского участия, оплаты участия коммерческих компаний, а также иным организационно-информационным вопросам просьба обращаться в организационный комитет по адресу: dea@ito.edu.ru, edu@apkit.ru или по телефону: +7 (925) 514-33-74.